Вопрос. Во многих суттах встречается такой диалог между Буддой и учениками: «То-то постоянно или непостоянно?» — «Непостоянно». — «А то, что непостоянно, является страданием или счастьем?» — «Страданием». — «А то, что непостоянно и является страданием, может считаться «я»?» — «Не может». Не могу уловить здесь логическую цепочку: почему непостоянное является страданием и почему это не может считаться «я»?

Ответ. Если нечто непостоянно, то, если оно приятно, его прекращение приносит страдание. Даже сам факт непостоянства приятного приносит страдание.

Факт, что неприятное тоже непостоянно, приводит к тому, что, пока его нет, есть вероятность, что оно наступит, и это — страдание. Когда неприятное приходит, оно вызывает страдание. Дление неприятного — тоже страдание.

Непостоянное не может быть «я», поскольку «я» по сути своей — это нечто непрерывное, постоянное. То есть не может быть так, чтобы сегодня «я» прекратилось и завтра началось другое «я» — тогда это не «я», а просто одно из явлений. (Будда говорит, что никакого такого постоянного и непрерывного «я» и не существует.)

То, что приносит страдание, тоже не может быть «я», поскольку «я» по определению является тем, кто страдает, а не тем, что приносит страдание.

Таким образом, поскольку всё непостоянно и всё чревато страданием, ни в чём нет никакого «я».

Непостоянство как страдание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Pin It on Pinterest

X
Поделиться