6Р — это шаги, которые развиваются в одно плавное движение, становясь новой благотворной привычной склонностью, облегчающей любое неблагополучие в уме и теле. Цикл начинается, когда осознанность напоминает о 6Р (в оригинале — 6R), каковые суть:

  • Распознать (Recognize)
  • Разжать хватку ума, отпустить (Release)
  • Расслабить, релаксировать (Relax)
  • Расцвести в улыбке, вернуть улыбку (Re-Smile)
  • Развернуть ум к объекту медитации, вернуться (Return)
  • Рестарт, повторить (Repeat)

Развитие осознанности (вашей способности наблюдать) происходит в каждом шаге цикла. Когда вы поймёте предназначение осознанности, постоянно поддерживать цикл больше не будет проблемой, что сделает медитацию проще для понимания, вдобавок так практиковать гораздо веселее. Это становится частью счастливого образа жизни и вызывает улыбку. Памятование 6Р ведёт вас к обретению благого, возвышенного ума.

Это памятование через осознанность имеет большое значение. Перед исполнением 6Р необходимо вспомнить, что нужно начать цикл! Вот в чём фокус! Нужно вспомнить заправить машину, чтобы двигатель работал бесперебойно!

Затем мы начинаем делать следующее:

Распознать: осознанность припоминает, как замечать и наблюдать каждое перемещение внимания от одного предмета к другому. Это наблюдение отмечает каждое перемещение внимания прочь от объекта медитации, такого как дыхание, излучение метты или исполнение повседневной работы. Вы заметите слабое ощущение сжатия или напряжения, когда внимание едва начнет перемещаться к какому-либо возникающему явлению.

На любом из шести входов чувства может появиться приятное или болезненное чувство. Любой образ, звук, запах, вкусовое ощущение, прикосновение или мысль может вызвать это притягательное ощущение. Наблюдая внимательно и безоценочно, медитатор заметит слабое ощущение сжатия. Замечать начальное движение необходимо для успешной медитации. Затем вы делаете второй шаг:

Разжать хватку ума: когда возникает чувство или мысль, вы отпускаете её, позволяете ей быть, более не обращая на неё никакого внимания. Содержание отвлечения совершенно не важно — важна механика того, “как” оно возникает! Просто отпустите всякое сжатие вокруг него; позвольте ему быть, не обращая на него внимания. Без внимания зажатость проходит. Затем осознанность напоминает:

Расслабить: когда вы отпустили чувство или ощущение и позволили ему быть, не пытаясь им управлять, остается тонкое, едва заметное напряжение в уме/теле. Поэтому шаг релаксации (“успокоения”, по выражению сутт) подчёркивается Буддой в его наставлениях по медитации. Пожалуйста, не пропускайте этот шаг! Это было бы подобно тому, чтобы не залить в машину масло для гладкой работы мотора. Здесь важно палийское слово “пассамбайя”. Его основное значение “успокаивать”, и в суттах оно употребляется как “глагол действия, которое надлежит выполнить”, а не как “релаксация вообще”, входящая в другие виды медитации. Этот момент порой превратно толкуется при переводе, что изменяет конечный результат!

Без этого шага релаксации в каждом цикле медитатор не увидит крупным планом прекращения, вызванного страстным желанием напряжения, или чувства облегчения, когда релаксирована зажатость. Заметим, что первое проявление страстного желания всегда — сжатие или напряжение в уме и теле. На шагах Отпустить/Релаксировать у вас есть удобная возможность увидеть и испытать подлинную природу и облегчение от прекращения зажатости и страдания.

Осознанность напоминает о том, чтобы:

Расцвести в улыбке: если вы слушали беседы о Дхамме на www.dhammasukha.org, то можете помнить, что улыбка — важный аспект медитации. Когда вы учитесь внутренне улыбаться, слегка приподнимая уголки рта, вы помогаете уму быть наблюдательным, бдительным и живым. Серьёзность, напряжение, хмурость, насупливание делают ум тяжёлым, а осознанность — притупленной и заторможенной. Прозрения затрудняются, и, таким образом, замедляется постижение Дхаммы.

Вообразите на секунду, как Бодхисатта маленьким мальчиком отдыхал под яблоней. Он не был серьёзен и напряжён, когда достиг блаженного состояния (джхана) и обрёл глубокие прозрения с лёгким умом. Хотите ясно видеть? Это легко!

Просто расслабьтесь, получайте удовольствие от исследования и улыбайтесь! Улыбка делает практику приятнее и интересней. Если забыли отпустить/расслабиться, то, вместо того чтобы укорять или порицать себя, будьте добры, верните улыбку и начните заново. Важно сохранять чувство юмора, удовольствия от исследования — и повторять цикл.

После улыбки осознанность ведёт к следующему шагу:

Развернуть ум к объекту медитации, или вернуться: ненавязчиво верните внимание к объекту медитации (то бишь к дыханию и релаксации или метте и релаксации), затем продолжайте с непринуждённо-собранным умом, используя объект как “главную базу”. Когда в быту вы отвлекаетесь от задачи, это повод, чтобы вернуть внимание к отпусканию, релаксации и улыбке в процессе выполнения вашего дела.

Иногда люди говорят, что этот цикл проще, чем они ожидали! В ходе истории простые вещи могут стать загадкой вследствие мелких изменений и упущений! Выполнение данной практики улучшает фокусирование на повседневных делах при меньшем напряжении и зажатости. Естественным образом ум становится уравновешенней и удовлетворённей. Вам лучше удается всё, что вы делаете в жизни, и фактически вы получаете больше удовольствия от всего того, что обычно считается утомительной рутиной. Мы подходим к концу цикла.

Наконец, осознанность помогает вспомнить:

Рестарт: снова медитируйте на своём объекте, так долго, как можете, а затем повторяйте весь цикл по мере надобности — чтобы достичь результатов, по словам Будды, доступных в течение этой жизни!

Повторение цикла 6Р снова и снова со временем заместит прежнее привычное страдание, поскольку мы яснее понимаем, что такое страдание на самом деле; замечаем его причину и то, как нами завладевает напряжение и зажатость; испытываем прекращение этого страдания путём отпускания и релаксации; и узнаём, как можно применять прямой путь к прекращению страдания. Мы достигаем такого прекращения каждый раз, когда отпускаем возникшее чувство, релаксируем и улыбаемся. Заметьте чувство облегчения!

Итак, осознанность (сати) очень важна в буддийской медитации и в повседневной жизни. Оттачивать навык осознанности — вот ключ к простой и гладкой медитации. Процесс памятования поддерживает повторение шести шагов. Упражнение в этой медитации как можно ближе к инструкциям (содержащимся в суттах) облегчает жизненный опыт. Очень близкая практика преподавалась во времена Будды под наименованием Правильное Усилие. В 6Р мы добавили один-два шага, дабы немного облегчить понимание дела.

Замечательные результаты этого способа медитировать “вступают в силу немедленно” для каждого, кто с усердием применяет эти инструкции. Если у вас возникает привязанность, эта практика в итоге устраняет помеху, но для этого требуется постоянное применение 6Р.

Когда вы практикуете по этому методу, он оказывается так кстати в повседневной жизни, что меняет ваш взгляд на вещи и ведёт к более благополучному, счастливому и мирному жизненному опыту. По мере развития осознанности естественным образом возрастают знание и мудрость, ибо вы видите, “как” вертится мир, собственными глазами наблюдая безличный процесс Зависимого Возникновения.

Это ведёт к тому виду счастья, который Будда называл “Удовлетворённостью”. Удовлетворённость — побочный продукт буддийской практики. Эта медитация ведёт к равновесию, невозмутимости, устранению страха и других тягот. С уменьшением страха и трепета вы обретаете новую уверенность. Тогда Любящая Доброта, Сострадание, Восприимчивая Радость и Равностность могут возрастать в нашей жизни.

Степень вашего успеха прямо пропорциональна тому, сколь хорошо вы понимаете осознанность, следуете чётким инструкциям и применяете 6Р как в сидячей практике, так и в быту. Это путь к окончанию страдания. Практиковать по этому методу интересно и приятно, и уж точно это помогает вам улыбаться, меняя окружающий мир к лучшему.

Практикуя Медитацию Безмятежной Мудрости, вы ничего не подавляете. Подавление означает, что мы подавляем или отталкиваем или не допускаем переживания определённого типа, что на время останавливает возникновение помех. Вместо этого при возникновении помехи вы должны раскрыть ум посредством ясного видения аничча (непостоянства: этого не было, а теперь оно есть), дуккха (страдания или неудовлетворённости: вы видите, что, когда эти отвлекающие факторы возникают, они болезненны) и анатта (не принимать на свой счёт: видеть помехи, как они есть, как безличный процесс, которым вы не можете управлять, а не как “я есть то”).

Затем вы отпускаете это препятствие, релаксируете зажатость в голове, успокаиваете ум и, наконец, возвращаете освобождённое от страстного желания внимание к практике Осознанности к Дыханию.

В результате вы начинаете отчётливо видеть, как работает ум, и это ведёт к обретению мудрости. Когда вместо того, чтобы отождествляться с помехами, вы позволяете им быть и релаксируете, они естественным образом проходят. Ум делается яснее и радостней. Каждый раз, когда вы отпускаете привязанность “я есть то”, ум естественным образом становится более широким, бдительным и внимательным.

Итак, одна из главных задач этой книги — показать: подавляя что-либо, вы не делаете ум чище и не воспринимаете вещи, как они есть на самом деле. При подавлении вы отталкиваете или не допускаете часть своих переживаний. Так что ум ещё сильнее сжимается и напрягается, вместо того чтобы расширяться и раскрываться. В итоге это не очищает ум от неведения и страстного желания. В действительности вы препятствуете очищению!

Невозможно испытать необусловленное состояние надмирной Ниббаны, пока вы не отпустите всё возникающее и не очистите таким образом ум от веры эго в “я есть то”.

Будда никогда не учил ни подавлению каких-либо переживаний, ни медитации, которая фиксирует ум на объекте или приводит к поглощённости этим объектом. Помните: он отрицал, что “медитация сосредоточения” в каком бы то ни было виде является верным путём. На самом деле любые виды боли, огорчения, физического дискомфорта и даже смерть должны быть приняты с невозмутимостью, полным сознаванием или пристальным вниманием, без самоотождествления с этими состояниями.

Действительные перемены в личности происходят, когда вы раскрываете и расширяете свой ум и отпускаете все виды помех, боли, страдания и напряжения даже и в быту. Это значит, что вы раскрываете и расширяете ваше сознавание так, что можете наблюдать что угодно с безмолвным умом, свободным от зажатости и всякой эго-привязанности. Вы мало-помалу ведёте счастливую и спокойную жизнь без обильной умственной трескотни, особенно в повседневных занятиях.

Практикуя “медитацию сосредоточения”, вы чувствуете себя очень комфортно и благополучно, пока находитесь в глубокой медитации. Но когда вы спускаетесь из этих высоких сфер, ваша личность остаётся прежней. Старый гнев, страхи или тревога остаются. То есть, сталкиваясь с помехами, вы не распознаёте их, не раскрываете ум и не позволяете помехе быть, не принимая на свой счёт. Таким образом вы сжимаете ум и ещё более усугубляете привязанность! Вы можете даже стать надменным и придирчивым! Причина в том, что всякий раз, когда в ходе медитации возникает помеха, вы отпускаете её и немедленно возвращаетесь к объекту медитации. Делаете это без успокоения и релаксации зажатости, вызванной отвлечением. Во время медитации ваш ум закрывается или сжимается вокруг переживания, пока не “сконцентрируется” глубже.

В итоге, хотя так вы и подавляете помеху, вы не отпускаете эго-привязанность к тому отвлекающему фактору. Также ваш ум зажат и напряжён, поскольку вы не видите ясно. Вы не раскрываетесь и не позволяете, а вместо этого закрываетесь и боретесь с отвлечением.

Это объясняет, почему в наши дни медитаторы жалуются на огромное количество напряжения у них в голове. Фактически, если вы действительно отпустили какой-либо отвлекающий фактор, в голове никогда не будет никакого напряжения. Вследствие подавления нет реального очищения ума, и тем самым изменение личности не происходит.

Анапанасати Сутта. Практическое руководство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *