Помехи

Наконец, для медитатора очень важно распознавать Пять Помех, когда они возникают. Вот они:

  • Вожделение или алчность.
  • Ненависть или отвращение.
  • Лень и апатия или сонливость и отупение.
  • Неугомонность ума или угрызения, тревога или рассеянность.
  • Сомнение.

Помеха — это препятствие или отвлекающий фактор, поскольку она совершенно останавливает ваше продвижение в сидячей медитации или может осложнить повседневную жизнь. Она мешает ясно видеть вещи в настоящий момент. Также она заставляет вас принимать безличный процесс на свой счёт.

Всякий раз, когда возникают эти помехи, вы очень сильно отождествляетесь с ними и принимаете их на свой счёт, то есть: “я сонный”, “я неприкаянный”, “мне нравится и я хочу”, “мне противно и я ненавижу”, “я сомневаюсь”. Эти помехи совершенно затуманивают ум и не дают ясно видеть, что происходит в настоящий момент вследствие вовлечённости эго: “я есть то”.

Практикуя “одноточечное сосредоточение”, вы отпускаете любой отвлекающий фактор и затем возвращаете внимание к объекту медитации. С другой стороны, практикуя Медитацию Безмятежной Мудрости, вы отпускаете отвлекающий фактор (эта часть в точности совпадает с “одноточечным сосредоточением”), но затем вы расслабляете стеснённость в голове и чувствуете, как ум становится открытым, расширенным и спокойным. Теперь вы улыбаетесь. И только затем возвращаете внимание к объекту медитации.

За прошедшие пятнадцать лет автор в помощь ученикам разработал памятку для практики этого метода, которая находится в согласии с суттами и значительно улучшает осознанность. Называется она “6Р”. Небольшое отличие — релаксировать ум и почувствовать его открытым и спокойным — превращает всю медитацию из “одноточечного сосредоточения” в более непринуждённый, спокойный вид осознавания, которое не настолько углубляется, как медитация поглощённости. В результате медитатор лучше сообразуется с учениями сутт.

Приходилось ли вам задаваться вопросом: “Что такое осознанность (сати) на самом деле?” … “Как именно упражняться в осознанности?” … “Правда ли, что осознанность может улучшить моё будущее и помогает привнести радость, удовлетворённость и равновесие во все аспекты жизни?”

Коль скоро осознанность есть наблюдение за тем, как внимание перемещается при появлении отвлекающего фактора и отрывает вас от вашего занятия, то посредством данной практики жизнь становится легче и свободней от напряжения — разве не полезно обзавестись таким средством?

Чтобы отчётливо понять эту связь, нужно начать с точного определения медитации (бхавана) и осознанности (сати). Понимание этого поможет вам обрести новую гармоничную точку зрения (самма диттхи) на то, как именно действует ум, и научит, как заменить прежние болезненные привычки, причиняющие бездну страданий, на новый способ обладания удовлетворённым, уравновешенным умом. В этом смысл всех учений Будды, не так ли?

Медитация (бхавана) — это “наблюдение за тем, как внимание перемещается каждое мгновение, чтобы уяснить, как совершается безличный (анатта) процесс Зависимого Возникновения (патичча-самуппада), и до конца понять Четыре Благородные Истины”.

Видение и понимание, “как” внимание перемещается от одного явления к другому, и понимание, что всё есть безличный процесс, — в этом и состоит суть буддийской медитации! Вот почему так важно видеть и понимать Зависимое Возникновение. Это помогает видеть все возникающие явления как безличные и ведёт к тому, чтобы воочию увидеть истинную природу всего сущего.

Почему это важно? О пробуждении было сказано Благословенным Махахаттипадопама Сутте (МН 28:28): “Кто понимает Зависимое Возникновение, тот понимает Дхамму; кто понимает Дхамму, тот понимает Зависимое Возникновение”.

Анапанасати Сутта. Практическое руководство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *