Смелость исследователя

В настоящее время наблюдаются некоторые разногласия вокруг разновидностей медитации в учении Будды. Одна школа утверждает, что необходимо начинать с практики “джханы сосредоточения” и продолжать до четвёртой джханы[4], прежде чем перейти к практике “медитации випассана” или моментного сосредоточения (кханика самадхи).

Другие школы говорят, что можно достичь Ниббаны, минуя джханы[5], одной практикой “медитации випассана”[6] или развитием сосредоточения доступа (упачара самадхи) с самого начала медитативной практики.

Интересно, что слово “випассана”, или “видассана”, что одно и то же, само по себе упоминается в суттах всего несколько раз, тогда как джхана в суттах встречается тысячи раз так чему же, по-вашему, главным образом учил Будда?

Слова “Безмятежность” (саматха) и “Прозрение” (випассана) многократно упоминаются в текстах вместе. В Махасаятаника Сутте (МН 149:10) говорится: “Эти двое — безмятежность и прозрение — приходят к нему рука об руку”.

Кроме того, Анапанасати Сутта показывает, что Будда учил лишь одному виду медитации, одновременно развивая джханы и мудрость. Здесь слово джхана означает уровень понимания в медитации, а не глубокую поглощённость (аппана самадхи) или сосредоточение доступа (упачара самадхи).

Фактически эта сутта учит способу успокаивать ум и совершенствовать мудрость одновременно путём видения истинной природы существования. Это означает наблюдение аничча (непостоянства), дуккха (страдания), анатта (не-я), наряду с видением и пониманием причинно-следственных связей Зависимого Возникновения.

В то же самое время осуществляются Четыре Опоры Осознанности и Семь Факторов Просветления. Таким образом, в этой замечательной сутте ясно и точно преподаётся путь к осуществлению надмирной Ниббаны.

Комментарии разделили “сосредоточение” и “випассану” как различные виды медитации. Такого разделения нет в суттах. Хотя в Ангуттара Никая (АН) упоминается, что первой частью практики является саматха (обретение безмятежности), а второй — випассана (обретение мудрости), там не говорится, что это два разных типа упражнений или медитации. Практика объединяет то и другое в одну цельную систему!

Просто в разные моменты наблюдаются разные вещи, как описано Анупада Сутте (МН 111). Эта сутта истолковывает развитие медитации у Достопочтенного Сарипутты и переживание всех джхан (уровней понимания в медитации) до того, как он достиг Арахантства.

Когда начинают разделять и классифицировать медитативные упражнения, положение сильно запутывается. Это наглядно подтверждают такие популярные комментарии, как Висуддхи Магга и его подкомментарии. Сопоставляя их с суттами, вы можете заметить несообразности. Сегодня большинство учёных ограничиваются лишь строкой или фрагментами сутты, чтобы подтвердить, что комментарии с ней согласуются.

Однако, если прочесть ту же сутту целиком, её смысл может оказаться совершенно другим. Я не хочу сказать, что учёные намеренно делают неверные заключения, но иногда они увлекаются мелкими деталями или фрагментами Дхаммы с такой узостью взгляда, что склонны упускать истину.

Описание джхан фиксированной поглощённости, которое даёт Висуддхи Магга, не соответствует в точности описанию в суттах, и в большинстве случаев эти джханы сильно отличаются от того, что описано в суттах.

К примеру, Висуддхи Магга говорит об обретении знака (нимитта на пали). Это может быть свет или ментальные объекты, возникающие в уме в определённые моменты, когда вы практикуете джхана-медитацию (полное сосредоточение аппана самадхи или когда входите в медитацию сосредоточения доступа упачара самадхи). При каждом типе “сосредоточения” возникает тот или иной вид нимитта.

Если это случается, значит, вы практикуете медитативные упражнения на “сосредоточение”, вроде тех, что Бодхисатта отбросил как не ведущие к Ниббане! Однако если вы заглянете в сутты, то увидите, что там нигде не упоминаются возникающие в уме нимитта. Будь они очень важны, о них было бы сказано многократно. Будда никогда не учил приемам сосредоточения, обретения нимитта (знаков) или пению мантр. Всё это разновидности индусских практик, просочившиеся в буддизм за несколько сот лет.

Их влияние прослеживается в “практиках сосредоточения” и тибетских методах медитации, как и в популярных комментариях наподобие Висуддхи Магга.

Таким образом, современные методы практики “сосредоточения” не согласуются с описаниями, данными в суттах. Вы всегда должны честно и открыто исследовать то, что вам говорят, сопоставляя это со сказанным в суттах. Лучше при этом пользоваться не фрагментом, а целой суттой. Потому что, если брать одну строку или две строки из разных разделов, можно запутаться.

Искренне задаваясь вопросом, в чём состоят Учения Будды, вы обнаружите: открытое исследование помогает видеть гораздо яснее и, тем самым, отвечать на вопросы разумней. Всегда нужно помнить, что комментарии суть авторские интерпретации того, что сказано и подразумевается в суттах.

Много раз благонамеренные монахи искали способы увеличить своё понимание и пытались помочь себе и другим посредством своих комментариев. С течением времени ещё больше учёных монахов занимаются толкованием того или иного комментария, разъясняя тонкие значения каких-то коротких фраз и отдельных замечаний. Это “разжижает” подлинные учения и, таким образом, уводит вас далеко от истинного значения и понимания сутт. Как следствие, возникает множество головоломных вопросов.

Например: где в практике моментного сосредоточения место для Зависимого Возникновения? Не похоже, чтобы эта практика была связана с учением о Зависимом Возникновении.

Другой вопрос: согласно суттам, Правильное Усилие означает воспитывать в уме рвение, или радостный интерес, или энтузиазм (чанда). Однако некоторые наставники медитации говорят, что Правильное Усилие означает всего лишь “отмечать”, а другие — что это значит “больше работать”.

Другие головоломные вопросы: в каких суттах упоминаются состояния моментного сосредоточения (кханика самадхи), сосредоточения доступа (упачара самадхи) и полного сосредоточения (аппана самадхи)? Какая сутта описывает “Випассана-ньяна”?

Какая сутта говорит, что в джханах отсутствует осознавание?

Напомним, что в Махапариниббана Сутте Будда просит учеников любую информацию сверять с суттами и Винаей, но ни с какими иными текстами.

Анапанасати Сутта. Практическое руководство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *