Будда учил о Зависимом Происхождении

Учение о Зависимом Возникновении делает путь Будды уникальным среди всех прочих видов медитации. В то время, когда он боролся за пробуждение, Зависимое Возникновение явилось как удивительное и поучительное открытие, завершившее его поиски во тьме:

“Возникновение, возникновение — так, монахи, в отношении вещей, не слыханных прежде, возникли во мне проницательность, знание, мудрость, понимание и сияние”.

(Самьютта Никая XII. 65/ii.105)

“После Пробуждения миссия Татхагаты — возвещать Зависимое Возникновение (наряду с Четырьмя Благородными Истинами) миру”.

(Самьютта Никая XII.25-6)

Будда учил этому от проповеди к проповеди, так много, что Зависимое Возникновение вскоре стало самым главным и важным учением. Когда Араханта Ассаджи попросили сформулировать послание Учителя сколь возможно точно и кратко, он изложил доктрину возникновения и прекращения в Зависимом Возникновении и возникновения этих явлений вновь.

Единственной фразой Будда рассеивает сомнения в правильности этого резюме: “Кто понимает Зависимое Возникновение, понимает Дхамму; кто понимает Дхамму, понимает Зависимое Возникновение” (МН 28:28, Махахаттхипадопама Сутта). Это означает видение и понимание всех Благородных Истин в каждом из звеньев Зависимого Возникновения. Таков единственный путь!

Когда ваши способности вполне разовьются и вы отчётливо увидите двенадцать звеньев Зависимого Возникновения, мирской путь восходит к надмирному, поскольку ведёт прямо и уверенно за пределы “Страдания”. Тогда вы постигаете “Возникновение Страдания”, “Прекращение Страдания” и “Путь, Ведущий за Пределы Страдания”.

Есть ещё одна интересная сутта о понимании Четырёх Благородных Истин из Дигха Никая (ДН), сутта 16:5.27, Махапариниббана Сутта. Из фрагмента этой сутты можно заключить, что путь к пробуждению лежит через следование Восьмеричному Пути и постижение звеньев Зависимого Возникновения и Четырёх Благородных Истин. Там говорится:

5.27] “В Дхамме и Дисциплине, где нельзя обнаружить Благородный Восьмеричный Путь, не найдется подвижника первой ступени (Сотапанна), второй ступени (Сакадагами), третьей ступени (Анагами) или четвёртой ступени (Арахант). Но такие подвижники, первой, второй, третьей и четвёртой ступеней, найдутся в Дхамме и Дисциплине, где присутствует Благородный Восьмеричный Путь. Итак, Субхада, в этой Дхамме и Дисциплине присутствует Благородный Восьмеричный Путь, и в ней можно найти подвижников первой, второй, третьей и четвёртой ступени. Те другие школы лишены [настоящих] подвижников; но если бы в этой монахи жили безупречно, мир не испытывал бы недостатка в Арахантах”.

Ум раскрывается, когда видит воочию и понимает двенадцать безличных звеньев Зависимого Возникновения. В результате ум становится бесстрастным и свободным. Это так же верно сегодня, как и 2600 лет назад. Любое учение, которое не выдвигает Зависимое Возникновение на первый план, не учит истинному пути. Сегодня многие говорят, что понимание непостоянства, страдания и безличности есть осуществление Ниббаны.

Однако нужно заметить, что, хотя эти атрибуты указывают путь к осуществлению Ниббаны и выявить их очень важно, сами по себе они не дают возможности постичь надмирное состояние Ниббаны.

“Вы можете видеть один или все три атрибута существования, то есть непостоянство, страдание и безличность, никогда не видев Зависимого Возникновения непосредственно; но когда вы непосредственно видите Зависимое Возникновение, то всегда видите все три атрибута”.

Согласно первой сутте Маха Вагги из Винаи, никак иначе быть не может.

Анапанасати Сутта. Практическое руководство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *