Будда учил о Зависимом Происхождении

Учение о Зависимом Возникновении делает путь Будды уникальным среди всех прочих видов медитации. В то время, когда он боролся за пробуждение, Зависимое Возникновение явилось как удивительное и поучительное открытие, завершившее его поиски во тьме:

“Возникновение, возникновение — так, монахи, в отношении вещей, не слыханных прежде, возникли во мне проницательность, знание, мудрость, понимание и сияние”.

(Самьютта Никая XII. 65/ii.105)

“После Пробуждения миссия Татхагаты — возвещать Зависимое Возникновение (наряду с Четырьмя Благородными Истинами) миру”.

(Самьютта Никая XII.25-6)

Будда учил этому от проповеди к проповеди, так много, что Зависимое Возникновение вскоре стало самым главным и важным учением. Когда Араханта Ассаджи попросили сформулировать послание Учителя сколь возможно точно и кратко, он изложил доктрину возникновения и прекращения в Зависимом Возникновении и возникновения этих явлений вновь.

Единственной фразой Будда рассеивает сомнения в правильности этого резюме: “Кто понимает Зависимое Возникновение, понимает Дхамму; кто понимает Дхамму, понимает Зависимое Возникновение” (МН 28:28, Махахаттхипадопама Сутта). Это означает видение и понимание всех Благородных Истин в каждом из звеньев Зависимого Возникновения. Таков единственный путь!

Когда ваши способности вполне разовьются и вы отчётливо увидите двенадцать звеньев Зависимого Возникновения, мирской путь восходит к надмирному, поскольку ведёт прямо и уверенно за пределы “Страдания”. Тогда вы постигаете “Возникновение Страдания”, “Прекращение Страдания” и “Путь, Ведущий за Пределы Страдания”.

Есть ещё одна интересная сутта о понимании Четырёх Благородных Истин из Дигха Никая (ДН), сутта 16:5.27, Махапариниббана Сутта. Из фрагмента этой сутты можно заключить, что путь к пробуждению лежит через следование Восьмеричному Пути и постижение звеньев Зависимого Возникновения и Четырёх Благородных Истин. Там говорится:

5.27] “В Дхамме и Дисциплине, где нельзя обнаружить Благородный Восьмеричный Путь, не найдется подвижника первой ступени (Сотапанна), второй ступени (Сакадагами), третьей ступени (Анагами) или четвёртой ступени (Арахант). Но такие подвижники, первой, второй, третьей и четвёртой ступеней, найдутся в Дхамме и Дисциплине, где присутствует Благородный Восьмеричный Путь. Итак, Субхада, в этой Дхамме и Дисциплине присутствует Благородный Восьмеричный Путь, и в ней можно найти подвижников первой, второй, третьей и четвёртой ступени. Те другие школы лишены [настоящих] подвижников; но если бы в этой монахи жили безупречно, мир не испытывал бы недостатка в Арахантах”.

Ум раскрывается, когда видит воочию и понимает двенадцать безличных звеньев Зависимого Возникновения. В результате ум становится бесстрастным и свободным. Это так же верно сегодня, как и 2600 лет назад. Любое учение, которое не выдвигает Зависимое Возникновение на первый план, не учит истинному пути. Сегодня многие говорят, что понимание непостоянства, страдания и безличности есть осуществление Ниббаны.

Однако нужно заметить, что, хотя эти атрибуты указывают путь к осуществлению Ниббаны и выявить их очень важно, сами по себе они не дают возможности постичь надмирное состояние Ниббаны.

“Вы можете видеть один или все три атрибута существования, то есть непостоянство, страдание и безличность, никогда не видев Зависимого Возникновения непосредственно; но когда вы непосредственно видите Зависимое Возникновение, то всегда видите все три атрибута”.

Согласно первой сутте Маха Вагги из Винаи, никак иначе быть не может.

Анапанасати Сутта. Практическое руководство
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *