Осуществление Истинного Знания и Освобождения

41] И каким образом, монахи, семь факторов просветления, будучи развиты и взращены, исполняют истинное знание и освобождение?

42] Вот, монахи, монах развивает осознанность как фактор просветления, который основан на удалении от помрачений, бесстрастии, прекращении, созревающий в оставлении.

Выражение “основан на удалении от помрачений” означает, что вы должны достичь низшей джханы (уровня медитации). Как мы видели выше, описание первой джханы начинается так: “будучи отстранённым от чувственных удовольствий”, а дальше идёт: “отстранённым от нездоровых состояний ума”. В это время ум бдителен и чётко удерживается на объекте медитации, то есть нет отвлечений.

Если начинает возникать отвлечение, осознанность замечает это и отпускает. Далее, в описании сказано о переживании довольства, порождённом отрешением. Так Фактор Просветления Осознанности опирается на отрешение.

“Бесстрастие” означает, что ум свободен от привязанностей и цепляния, то есть нет думанья или анализа. Достижение четвёртой джханы (уровня медитации) означает достичь стадии невозмутимости ума — ума, невозмутимость которого так сильна, что он становится бесстрастным. Вот как Фактор Просветления Осознанности опирается на бесстрастие.

“Прекращение” здесь означает прекращение помрачений и самоотождествления с тем, что возникает.

“Быть внимательным” — выражение с расплывчатым значением, и это не то, что думает большинство людей. Его смысл очень прост и ясен, если его понимать как наблюдение ума, или внимание, или бдительность внимания. Быть подлинно внимательным означает видеть, что делает ум в каждый момент, затем отпустить то, что вызывает возникновение напряжения в голове, релаксировать и успокоить как тело, так и ум. Сюда входит наблюдение, как работает весь этот процесс, и позволение ему быть, не вовлекаясь в драму явлений. Невовлечённость в драму явлений означает не отождествляться и не принимать на свой счёт этот безличный процесс, не пытаться управлять настоящим моментом.

“Быть внимательным” означает c любовью открыть свой ум и отпустить всякое отождествление с отвлекающим фактором, затем релаксировать напряжение в голове и уме, так что вы можете видеть вещи ясно и спокойно. Всякий раз, когда вы пытаетесь сопротивляться или управлять происходящим в настоящий момент, вы боретесь против Дхаммы или Истины Настоящего Момента.

Эта борьба с реальностью настоящего момента вызывает возникновение огромного количества неудовлетворённости и страдания. Однако когда вы внимательны и ясно видите, что всё это лишь возникающие и исчезающие явления, вы можете раскрыться и принять это, без закрепощения ума или какого-либо сопротивления. Тут очень важен радостный интерес, ибо когда в уме есть немного радости, там нет гнева, зависти, страха, отвращения, страха, тревоги и т. п.

Радостный интерес помогает медитатору держаться правильной точки зрения, чтобы видеть происходящее безлично. Когда ум в приподнятом настроении, вы видите, что всё возникающее — лишь часть непрерывного процесса, на котором можно учиться. Радость приводит ум в приподнятое настроение, потому-то она является Фактором Просветления и очень важна для вашей практики. Кроме того, когда у вас радость в уме, рядом с вами приятно находиться.

Помните полезный акроним: DROPSS. Он означает Don’t Resist Or Push, Soften and Smile (не сопротивляйся и не ломись, просто будь мягче и улыбнись) в уме и принятие всего, что происходит, ибо это “Дхамма Мгновения”.

В ходе дальнейшей практики ум со временем достигает более высоких и тонких уровней медитации (арупа-джхан), доходя до Сферы Отсутствия Всего. Это состояние названо так потому, что в нём нечего наблюдать вне ума. Но сам ум сохраняется и могут возникать различные Факторы Просветления, наряду с Пятью Совокупностями, не искажёнными цеплянием.

Кроме того, всё ещё могут возникать некоторые помехи и выбивать вас из этого возвышенного состояния. Таким образом, уму нечего наблюдать вне самого себя и тем не менее всё ещё многое можно наблюдать. Так Фактор Просветления Осознанности опирается на “прекращение”.

Когда вы переходите в Сферу Ни Восприятия Ни Невосприятия и продолжаете раскрывать и релаксировать ум, со временем вы испытаете прекращение восприятия и чувствования (ниродха-самапатти). Вы не замечаете этого отключения сознания, поскольку здесь у вас совсем нет никакого восприятия или чувствования! Это единственный уровень медитации, где имеет место такое явление. Это медитативное состояние всё ещё мирское, это ещё не надмирная Ниббана.

Откуда вам знать, что происходит, без восприятия и чувствования? Только с возвращением восприятия и чувствования и если осознанность достаточно остра, вы можете непосредственно наблюдать каждое звено Зависимого Возникновения одно за другим. Даже это ещё не надмирное состояние Ниббаны.

Двенадцать звеньев Зависимого Возникновения суть[14]:

  • Неведение,
  • Формации,
  • Сознание,
  • Ум-Тело,
  • Шестеричная Основа,
  • Контакт,
  • Чувство,
  • Страстное Желание,
  • Цепляние,
  • Вовлечённость,
  • Рождение Действия,
  • Старение и Смерть, а с ними скорбь, жалобы, боль, печаль и отчаяние.

Наблюдать, как эти звенья возникают одно за другим, означает наблюдать следующее:

  • когда возникает Неведение, то возникают Формации;
  • когда возникают Формации, то возникает Сознание;
  • когда возникает Сознание, то возникает Ум-Тело;
  • когда возникает Ум-Тело, то возникает Шестеричная Основа;
  • когда возникает Шестеричная Основа, то возникает Контакт;
  • когда возникает Контакт, то возникает Чувство;
  • когда возникает Чувство, то возникает Страстное Желание;
  • когда возникает Страстное Желание, то возникает Цепляние;
  • когда возникает Цепляние, то возникает Вовлечённость;
  • когда возникает Вовлечённость, то возникает Рождение;
  • когда возникает Рождение, то возникают Старение и Смерть, а с ними скорбь, жалобы, боль, печаль и отчаяние.

Когда заканчивается это возникновение явлений, тут же вы испытываете прекращение Зависимого Возникновения, которое происходит так:

  • когда прекращается Неведение, то не возникает Формаций;
  • когда прекращаются Формации, то не возникает Сознания;
  • когда прекращается Сознание, то не возникает Ум-Тело;
  • когда прекращается Ум-Тело, то не возникает Шестеричной Основы;
  • когда прекращается Шестеричная Основа, то не возникает Контакта;
  • когда прекращается Контакт, то не возникает Чувства;
  • когда прекращается Чувство, то не возникает Страстного Желания;
  • когда прекращается Страстное Желание, то не возникает Цепляния;
  • когда прекращается Цепляние, то не возникает Вовлечённости;
  • когда прекращается Вовлечённость, то не возникает Рождения;
  • когда прекращается Рождение, то не возникает Старения и Смерти, а с ними скорби, жалоб, боли, печали и отчаяния.

Это окончание всей массы страдания.

Наблюдение Зависимого Возникновения в прямом и в обратном порядке ведёт ум к достижению надмирной Ниббаны.

Именно здесь происходит главная перемена в вашем мироощущении. Ваш ум при этом становится бесстрастным в отношении веры в неизменное вечное эго или “я”. Из непосредственного опытного знания вы понимаете, что это попросту безличный процесс и никто не управляет тем, как возникают явления. Они возникают в силу надлежащих условий для их возникновения. В буддийских терминах это называется “анатта”, или бессамостная природа существования.

Также вы понимаете, что невозможно достичь святости простым повторением слов, изречений или сутт либо исполнением обрядов и церемоний кем-либо ещё или вами лично. У вас больше нет сомнений относительного верного пути к высшим ступеням чистоты ума, Арахантству. Так вы становитесь Сотапанна и достигаете истинного пути очищения.

Нет иного способа достичь этих возвышенных уровней бытия, кроме как через постижение Благородных Истин посредством видения Зависимого Возникновения. Простое видение Трёх Характеристик не является и никогда не было опытом, ведущим к надмирной Ниббане.

Вот почему все Будды появляются в мире — показывать путь к постижению Четырёх Благородных Истин: Он развивает Фактор Просветления Осознанность, Фактор Просветления Исследование, Фактор Просветления Энергия, Фактор Просветления Радость, Фактор Просветления Безмятежность, Фактор Просветления Собранность ума, Фактор Просветления Равностность, который опирается на отрешение, отрезвление, бесстрастие и прекращение, который вызревает в оставлении.

Анапанасати Сутта:

43] Вот каким образом, монахи, эти семь факторов просветления, будучи развиты и взращены, исполняют истинное знание и освобождение.”

Поскольку эта сутта описывает Четыре Опоры Осознанности и Семь Факторов Просветления, автор приведёт в заключение завершающую часть Сатипаттхана Сутты. Она гласит:

46] Монахи, кто бы ни развивал эти четыре опоры осознанности в течение семи лет, можно ожидать для него один из двух плодов: конечное знание здесь и сейчас либо, если остался след цепляния, анагами.

Стадия Анагами означает человека, который больше не вернётся в сферу чувственных желаний после смерти. Поэтому его называют “невозвращающимся”.

Да что там семь лет, монахи. Кто бы ни развивал эти четыре опоры осознанности в течение шести лет… пяти лет… четырёх лет… трёх лет… двух лет… одного года, можно ожидать для него один из двух плодов: конечное знание здесь и сейчас либо, если остался след цепляния, анагами.

Да что там год, монахи. Кто бы ни развивал эти четыре опоры осознанности в течение семи месяцев… шести месяцев… пяти месяцев… четырёх месяцев… трёх месяцев… двух месяцев… одного месяца… полумесяца, можно ожидать для него один из двух плодов: конечное знание здесь и сейчас либо, если остался след цепляния, анагами.

Да что там полмесяца, монахи. Кто бы ни развивал эти четыре опоры осознанности в течение семи дней, можно ожидать для него один из двух плодов: конечное знание здесь и сейчас либо, если остался след цепляния, анагами.

47] Потому-то и было сказано: “Четыре опоры осознанности — это прямой путь (В некоторых переводах: “это единственный путь”, но “прямой путь”, или метод, выражает мысль намного яснее и меньше путает.), дающий существам очищение, полное преодоление горя и стенаний, успокоение боли и печали, знание правильного метода, переживание ниббаны”.

Из Анапанасати Сутты:

Так сказал Благословенный. Монахи были довольны и восхитились словами Благословенного.

Это довольно сильное заявление не принадлежит автору. Он лишь передаёт сказанное в суттах. Если вы всерьёз настроены практиковать развитие ума посредством Медитации Безмятежной Мудрости с Осознаванием Дыхания, вы можете достичь конечной цели.

По достижении первого приятного пребывания (первой джханы), если вы продолжаете практиковать, у вас есть возможность достичь ступени Анагами либо Араханта. Это слова Будды. Если вы усердны и продолжаете, не изменяя и не прекращая своей практики, то, несомненно, достигнете описанной цели.

Кроме того, помните, что единственный метод достижения надмирной Ниббаны — через видение Зависимого Возникновения в прямом и обратном порядке. Нет другого метода, поскольку это видение и понимание Четырёх Благородных Истин, составляющих главное учение Будды. Великие плоды и польза приобретаются теми, кто практикует согласно указаниям Будды.

САДХУ… САДХУ… САДХУ…

Если в этой книге есть ошибки, автор несёт полную ответственность и просит указать ему на них. Автор искренне желает, чтобы все практикующие медитацию продолжали свои усилия до тех пор, пока не достигнут высшего и лучшего возможного состояния, то есть Окончательного Освобождения, надмирной Ниббаны.

Пусть чистые сердцем знают и понимают Четыре Благородные Истины и Зависимое Возникновение путём непосредственного знания и достигнут высшей цели. Пусть все практикующие Путь Будды осознают все звенья Зависимого Возникновения быстро и легко в течение этой жизни, так что их страдание вскоре будет преодолено.

Анапанасати Сутта. Практическое руководство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *