Осуществление Семи Факторов Просветления

29] И как, монахи, четыре опоры осознанности, будучи развитыми и взращенными, исполняют семь факторов просветления?

30] Каждый раз, монахи, когда монах пребывает в наблюдении тела как тела, будучи старательным, неизменно бдительным, осознанным, устраняя алчность и сожаление в отношении мира, — в этом случае незамутнённая осознанность утверждается в монахе. Каждый раз, когда незамутнённая осознанность утвердилась в монахе, в нём возникает фактор просветления «осознанность». Он развивает его, и благодаря развитию он приходит к исполнению в нём.

Для большей ясности воспользуемся описанием из Сатипаттхана Сутты. Там говорится:

42] “Ещё, монахи, монах наблюдает объекты ума как объекты ума с позиции семи факторов просветления. Но что значит, монахи, наблюдать объекты ума как объекты ума с позиции семи факторов просветления?

Так, монахи, при наличии внутри фактора осознанности монах понимает: “Внутри меня есть фактор просветления «осознанность»”, при отсутствии внутри фактора осознанности он понимает: “Внутри меня нет фактора просветления «осознанность»”; и так же он понимает, как происходит возникновение фактора осознанности, которого раньше не было, и как достигается его полное развитие.

Выражено достаточно недвусмысленно. Здесь попросту говорится, что вы знаете, когда ваш ум безмолвный, острый, ясный и c радостным интересом к дыханию и релаксации и прочим возникающим вещам. Вы также знаете, когда осознанность притуплена, а внимание склонно к скуке или утрате интереса.

Когда так происходит, вы знаете, что должны восстановить интерес и увидеть, как на самом деле своеобразно всё, что возникает.

Тогда вы видите, насколько различны каждое дыхание и релаксация. Они никогда не повторяются в точности.

Это объяснение того, “как возникший Фактор Просветления Осознанности достигает осуществления посредством развития”.

Анапанасати Сутта:

31] Пребывая столь осознанным, он изучает и исследует [своё умственное] состояние мудростью, приступает к его полному изучению. Каждый раз, когда монах, пребывая столь осознанным, изучает и исследует [своё умственное] состояние мудростью, приступает к его полному изучению, в нём возникает фактор просветления “исследование. Он развивает его, и благодаря развитию он приходит к исполнению в нём.

Очень важно знать Фактор Просветления Исследования. Он означает, что при возникновении чего бы то ни было — любой из Пяти Помех, эмоционального состояния или физического ощущения — вы безлично изучаете, как оно возникло. Нам не интересно, почему оно возникло! “Почему” оставьте психологам.

Для буддистов то, “как” в действительности происходит процесс, есть важнейший предмет наблюдения, и наблюдение этого с интересом очень важно. Для этого нужно не вовлекаться в обдумывание явления, но лишь наблюдать его присутствие, позволяя ему быть, далее подвергая 6Р, мысленно отпуская, раскрывая схвативший это явление мысленный кулак, релаксируя, расширяясь и предоставляя этот отвлекающий фактор самому себе без удержания на нём внимания; затем расслабляя зажатость в уме/голове, улыбаясь и возвращая внимание к дыханию и релаксации.

Всякий раз, когда ум отвлекается, вы видите различные аспекты этого отвлечения. Затем отпустите его, расслабьте ум, улыбнитесь и вернитесь к дыханию и релаксации. Так вы лучше узнаёте, “как” возникает отвлекающий фактор, и способны распознать его быстрее. Этот вид исследования описан в Сатипаттхана Сутте:

При наличии внутри фактора исследования состояний монах понимает: “Внутри меня есть фактор просветления «исследование», при отсутствии внутри фактора исследования он понимает: «Внутри меня нет фактора просветления «исследование»; и так же он понимает, как происходит возникновение фактора исследования, которого раньше не было, и как достигается его полное развитие.

Чтобы породить Фактор Просветления “Исследование”, вы должны сильно заинтересоваться тем, как всё работает.

Иначе говоря, вы должны выяснить, что происходит в начале, что происходит затем, что происходит далее? Чем больше вы изучаете свой опыт, тем легче распознавать все разнообразные и необычные аспекты помех и отвлекающих факторов. Когда вы отчётливо видите эти вещи, гораздо легче отпустить их и расслабиться. Также важно вырабатывать точку зрения, что это безличный (анатта) процесс, неудовлетворительный (дуккха) и постоянно изменяющийся (аничча). Этот ракурс позволяет вам продвигаться без периодов замешательства.

Анапанасати Сутта:

32] В том, кто изучает и исследует [своё умственное] состояние мудростью (понимая, как действует Зависимое Возникновение), приступает к его полному изучению, зарождается неослабевающее усердие. Каждый раз, когда монах изучает и исследует [своё умственное] состояние мудростью, приступает к его полному изучению и [в нём] зарождается неослабевающее усердие, в нём возникает фактор просветления “энергия. Он развивает его, и благодаря развитию он приходит к исполнению в нём.

Когда вы искренне заинтересованы происходящим в текущий момент и тщательно его изучаете, это требует много энергии и усилий. По мере того как вы применяете свою энергию и испытываете живой радостный интерес, возникает ещё больше энергии.

Это описано в Сатипаттхана Сутте так:

При наличии внутри фактора энергии монах понимает: “Внутри меня есть фактор просветления «энергия», при отсутствии внутри фактора энергии он понимает: “Внутри меня нет фактора просветления «энергия»; и так же он понимает, как происходит возникновение фактора энергии, которого раньше не было, и как достигается его полное развитие.

Анапанасати Сутта:

33] В том, кто зародил энергию, возникает надмирная радость. Каждый раз, когда надмирная радость возникает в зародившем энергию монахе, в нём возникает фактор просветления “радость. Он развивает его, и благодаря развитию он приходит к исполнению в нём.

“Надмирная радость” (пхаранапити) относится к всепроникающей радости.

Когда у вас больше энергии при удержании внимания на дыхании, осознанность обостряется и энергия мало-помалу растёт. В этом случае ум становится весьма довольным и наслаждается удержанием на дыхании и расширением. Это чувство довольства без особого возбуждения, оно весьма приятно и успокаивающе для ума.

Этих состояний ума не следует опасаться или отвергать их. Они естественны, когда вы совершенствуетесь и продвигаетесь в практике медитации. Если удерживать внимание на дыхании, раскрывать ум с интересом и не увлекаться радостью, никаких проблем не будет.

Сатипаттхана Сутта:

При наличии внутри фактора радости монах понимает: “Внутри меня есть фактор просветления «радость», при отсутствии внутри фактора радости он понимает: “Внутри меня нет фактора просветления «радость»; и так же он понимает, как происходит возникновение фактора радости, которого раньше не было, и как достигается его полное развитие.

Первые четыре Фактора Просветления очень важны, когда вы испытываете лень и вялость. Лень означает сонливость, а оцепенелость — притупленность ума. Когда вы достигаете четвёртой джханы и выше, две ваши главные помехи — это неугомонность ума и лень с оцепенелостью.

Однако применяя Фактор Просветления “Исследование” и изучая эту оцепенелость, приходится задействовать больше энергии, и это помогает преодолеть отупение. Достигнув более высоких джхан, вы должны постепенно учиться тонко настраивать свою практику. Зная, как работают Факторы Просветления, вы учитесь уравновешиванию всех этих факторов, что прямиком ведёт к надмирному состоянию Ниббаны.

Важнейший ключ к успеху в медитации — это первый Фактор Просветления, Осознанность. Без осознанности никак нельзя достичь ни одного из этих уровней медитации. Осознанность — главный ключ к преодолению как лени с оцепенелостью, так и неугомонности ума.

Помните, что эти помехи могут появиться в любой момент и выбить из любого уровня медитации, даже из Сферы Ни Восприятия Ни Невосприятия. Таким образом, вы должны быть очень аккуратны, чтобы распознавать эти Факторы Просветления и учиться применять их, когда это уместно. Следующие три Фактора Просветления важны для преодоления неугомонности ума.

Анапанасати Сутта:

34] У того, чей ум пропитан радостью, тело становится безмятежным и ум становится безмятежным. Каждый раз, когда тело и ум стали безмятежными у монаха, чей ум пропитан радостью, в нём возникает фактор просветления “безмятежность. Он развивает его, и благодаря развитию он приходит к исполнению в нём.

Когда возникает радость, вы испытываете очень приятные чувства в теле и уме. Это верно даже для более высоких уровней медитации, таких как нематериальные состояния, арупа-джханы (уровни медитации). Со временем радость немного затухает и ум становится исключительно спокойным и мирным. Это состояние называется Фактором Просветления “Безмятежность”. В это время ваше тело и ум становятся необычайно мирны и спокойны.

Сатипаттхана Сутта описывает это так:

При наличии внутри фактора безмятежности монах понимает: “Внутри меня есть фактор просветления «безмятежность», при отсутствии внутри фактора безмятежности он понимает: “Внутри меня нет фактора просветления «безмятежность»; и так же он понимает, как происходит возникновение фактора безмятежности, которого раньше не было, и как достигается его полное развитие.

Фактически сильнейшая сторона Фактора Просветления “Безмятежность” — это внутреннее чувство, очень приятное, спокойное и с ощущением прочного мира. Оно особенно заметно, когда вы испытываете первые три нематериальные джханы (уровни медитации) — Сферу Бесконечного Пространства, Сферу Бесконечного Сознания и Сферу Отсутствия Всего.

Анапанасати Сутта:

35] У того, чьё тело безмятежно и кто ощущает счастье, ум становится собранным. Каждый раз, когда ум становится собранным у монаха, чьё тело безмятежно и кто счастлив, в нём возникает фактор просветления “собранность ума. Он развивает его, и благодаря развитию он приходит к исполнению в нём.

(Этот фактор часто именуют Фактором Просветления “Сосредоточение”, но данный термин слишком превратно понимается. Поэтому автор предпочитает называть его Фактором Просветления “Собранность ума”.)

По мере того как ум и тело становятся спокойней и беззаботней, ум удерживается на дыхании и релаксации и расширяется более непринуждённо, без всяких отвлечений. Гораздо легче раскрывать и релаксировать ум с каждым вдохом и выдохом. Ум собран и не тревожим никакими внешними или внутренними отвлекающими факторами. Наступает время, когда ум предпочитает удерживаться неподвижно на объекте медитации, без лишнего принуждения или попыток сконцентрироваться. Он удерживается на дыхании в течение очень долгих периодов. Разумеется, в это время имеет место обострённое внимание и полное сознавание.

Полное сознавание сохраняется и по достижении Сферы Отсутствия Всего. Ум не колеблется и не уклоняется от дыхания и релаксации, даже если вы слышите звуки или чувствуете, что на вас сел комар.

Осознавание дыхания и неподвижность наблюдаются очень ясно и чётко. В Сфере Отсутствия Всего вы можете исследовать и наблюдать множество различных аспектов ума.

Ум также очень ясен, даже на более низких стадиях медитации. В силу неподвижности ума вы можете наблюдать вещи весьма отчётливо. Это можно назвать действием безмолвия. Когда ум совершенно безмолвен, это блаженство, которого все ищут.

Сатипаттхана Сутта описывает это так:

При наличии внутри фактора собранности ума монах понимает: “Внутри меня есть фактор просветления «собранность ума», при отсутствии внутри фактора собранности ума он понимает: “Внутри меня нет фактора просветления «собранность ума»; и так же он понимает, как происходит возникновение фактора собранности ума, которого раньше не было, и как достигается его полное развитие.

Анапанасати Сутта:

36] Он пристально, с невозмутимостью рассматривает такой собранный ум. Каждый раз, монахи, когда монах пристально, с невозмутимостью рассматривает такой собранный ум, в нём возникает фактор просветления “равностность. Он развивает его, и благодаря развитию он приходит к исполнению в нём.

Фактор Просветления “Равностность”, опять-таки, весьма важный фактор, который следует развивать. Он уравновешивает ум, когда тот делается беспокоен. Фактор Просветления “Невозмутимость” — единственный фактор, позволяющий уму любовно принимать всё, что происходит в текущий момент. Например, если возникает какая-либо боль (физическая или эмоциональная), она не отвлекает внимание.

Фактор Просветления “Равностность” помогает вам смотреть на вещи безлично и без самоотождествления с отвлекающими явлениями. Это наблюдение того, что возникает в данный момент, затем преодоление его с уравновешиванием. Понимание анатта (безличной природы всего) — именно то, что позволяет вам быстро продвигаться по Пути Будды. Но в отношении равностности требуется некоторая осторожность, поскольку её зачастую путают с безразличием. В безразличии есть некая неудовлетворённость и отвращение, в отличие от невозмутимости. Невозмутимость включает острую осознанность; в неудовлетворённости нет никакой осознанности.

Равностности присущи только открытость и полное приятие всего возникающего в текущий момент. Это совершенно безличная точка зрения. Невозмутимость всецело открывает ум. Безразличие закрывает его и пытается игнорировать происходящее.

Сатипаттхана Сутта описывает это так:

При наличии внутри фактора равностности монах понимает: “Внутри меня есть фактор просветления «равностность», при отсутствии внутри фактора равностности он понимает: “Внутри меня нет фактора просветления «равностность»; и так же он понимает, как происходит возникновение фактора равностности, которого раньше не было, и как достигается его полное развитие.

Последние три Фактора Просветления — Безмятежность, Собранность ума и Равностность — очень эффективны при возникновении неугомонности ума. Неугомонность вынуждает вас думать множество мыслей и вызывает возникновение многочисленных неприятных ощущений в теле. В результате вы чувствуете, что медитация нарушается, и так или иначе отвлекаетесь. Это, мягко говоря, заметно напряжённый ум, порождающий страдание.

Единственный способ преодолеть неугомонность ума — это развитие собранности ума и покоя тела. Когда в уме присутствует неугомонность, там нет никакого равновесия. Зато много самоотождествления с этим чувством. Таким образом, чтобы преодолеть эту помеху, вы должны предоставить её самой себе и релаксировать. Вызывая Факторы Просветления Безмятежности, Собранности ума и Равностности и фокусируя ум на этих факторах, вы преодолеете неугомонность ума.

Две главных помехи, всегда преследующие медитаторов, — это оцепенелость (отупение ума) и неугомонность ума.

Вам лучше подружиться с этими двумя препятствиями, ибо они останутся с вами до тех пор, пока вы не станете Арахантом. Чем скорее мы бросаем всяческое сопротивление этим состояниям, когда они возникают, и принимаемся исследовать их с радостным интересом, тем лучше мы будем способны распознавать их. В результате мы сможем отпустить их быстрее и вернуться в джхану (уровень медитации).

Анапанасати Сутта:

37] Каждый раз, монахи, когда монах пребывает в наблюдении чувств как чувств, будучи старательным, неизменно бдительным, осознанным, устраняя алчность и сожаление в отношении мира, незамутнённая осознанность утверждается в монахе. Каждый раз, когда незамутнённая осознанность утвердилась в монахе, в нём возникает фактор просветления “осознанность… “исследование… “энергия… “радость… “безмятежность… “собранность ума… “равностность… (Здесь полностью повторяется формула с 30-й строфы по 36-ю.) … Он развивает его, и благодаря развитию он приходит к исполнению в нём.

Нужно иметь в виду, что вы должны применять эти Факторы Просветления всегда при появлении какой-либо помехи или отвлекающего явления. Не важно, возникает ли препятствие во время сидячей медитации или в ходе повседневных занятий. Эти факторы приводят ум в равновесие всякий раз, как он сталкивается с отвлечением.

И таким образом практикующий проходит через все Четыре Опоры Осознанности. Отсюда мы видим, как применять Семь Фактров Просветления во всё время практики Медитации Осознанности Дыхания. Эти Факторы Просветления выступают один за другим, а не одновременно. Также это показывает важность джхан (уровней медитации) для развития ума: мы убеждаемся, насколько великий плод и великую пользу приносит следование этим простым указаниям.

38] Каждый раз, монахи, когда монах пребывает в наблюдении ума как ума, будучи старательным, неизменно бдительным, осознанным, устраняя алчность и сожаление в отношении мира, незамутнённая осознанность утверждается в монахе. Каждый раз, когда незамутнённая осознанность утвердилась в монахе, в нём возникает фактор просветления “осознанность… “исследование… “энергия… “радость… “безмятежность… “собранность ума… “равностность… (Здесь полностью повторяется формула с 30-й строфы по 36-ю.) … Он развивает его, и благодаря развитию он приходит к исполнению в нём.

39] Каждый раз, монахи, когда монах пребывает в наблюдении умственных объектов как умственных объектов, будучи старательным, неизменно бдительным, осознанным, устраняя алчность и сожаление в отношении мира, незамутнённая осознанность утверждается в монахе. Каждый раз, когда незамутнённая осознанность утвердилась в монахе, в нём возникает фактор просветления “осознанность… “исследование… “энергия… “радость… “безмятежность… “собранность ума… “равностность… (Здесь полностью повторяется формула с 30-й строфы по 36-ю.) … Он развивает его, и благодаря развитию он приходит к исполнению в нём.

40] Вот каким образом, монахи, четыре опоры осознанности, будучи развиты и взращены, исполняют семь факторов просветления.

Когда Семь Факторов Просветления приходят в совершенное равновесие, открывается возможность достижения надмирной Ниббаны. По мере достижения всё более высоких джхан (уровней медитации) равновесие Факторов Просветления делается точнее и много тоньше. Эта ювелирная настройка ума становится такой интересной, что естественным образом вам хочется сидеть гораздо дольше. Эта медитация, бесспорно, лучшее шоу в городе!

Некоторые медитаторы встают спозаранку, чтобы иметь достаточно времени для наблюдения и изучения равновесия ума и при этом продолжая ходить на работу. Эта практика оказывается наиболее отрадным и весёлым исследованием, какое только вам доводилось встречать.

Анапанасати Сутта. Практическое руководство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *