Наблюдение Объектов Ума (Дхамманупассана)

27] Каждый раз, монахи, когда монах тренируется так: “Я буду вдыхать, созерцая непостоянство”; [или когда он] тренируется так: “Я буду выдыхать, созерцая непостоянство”;

[когда он] тренируется так: “Я буду вдыхать, созерцая угасание”; [или когда он] тренируется так: “Я буду выдыхать, созерцая угасание”;

[когда он] тренируется так: “Я буду вдыхать, созерцая прекращение”; [или когда он] тренируется так: “Я буду выдыхать, созерцая прекращение”;

[когда он] тренируется так: “Я буду вдыхать, созерцая оставление”; [или когда он] тренируется так: “Я буду выдыхать, созерцая оставление”, …

Опять же, это относится к нематериальным джханам, или арупа-джханам (уровням постижения в медитации), а также достижению надмирной Ниббаны.

Эта сутта учит, как достигать всех уровней медитации и как достигать высочайшего блаженства путём видения и понимания всех звеньев Зависимого Возникновения и Четырёх Благородных Истин, путём осуществления Четырёх Опор Осознанности и путём уравновешивания Семи Факторов Просветления.

Теперь снова обратимся к Сатипаттхана Сутте, говорящей о Четвёртой Опоре Осознанности. Эта глава состоит из пяти частей и объясняет, как в действительности работает вся опора.

Пять Помех согласно Сатипаттхана Сутте:

36] Что значит, монахи, наблюдать объекты ума как объекты ума? Так, монахи, монах наблюдает объекты ума как объекты ума с позиции пяти препятствий. Но что значит, монахи, наблюдать объекты ума как объекты ума с позиции пяти препятствий?

Так, монахи, при наличии внутри чувственного желания монах понимает: “Во мне есть чувственное желание”, при отсутствии внутри чувственного желания он понимает: “Во мне нет чувственного желания”; и так же он понимает, как происходит возникновение чувственного желания, которого раньше не было, как происходит устранение ранее возникшего чувственного желания, а также то, как устранённое чувственное желание не возникает в будущем.

Вы понимаете, что осознанность угасает и возникает помеха чувственного желания, которой до того не было. Таким образом, когда ваша осознанность становится слабой и исчезает, возникает препятствие. Это происходит потому, что вы утратили острый интерес к объекту медитации.

“Как происходит устранение ранее возникшего чувственного желания (препятствия)” — памятованием о 6Р. То есть о том, чтобы распознавать отвлечения (Recognizing), разжимать хватку ума (Releasing) и не держать внимание на отвлечении, расслаблять напряжение в голове (Relaxing), вызванное этим отвлечением, расцвести в улыбке (Re-Smiling), чтобы вызвать здоровый объект, развернуть внимание (Returning) к объекту медитации и делать рестарт (Repeating) этого цикла при необходимости сколько возможно долго — вот что такое 6Р.

“Как устранённое чувственное желание не возникает в будущем (помехи)”: это происходит посредством сильного интереса к объекту медитации, каковым может быть дыхание или Любящая Доброта, в зависимости от избранного вами вида медитации.

При наличии внутри недоброжелательности… При наличии внутри сонливости и вялости… При наличии внутри беспокойности и самоукорения… При наличии внутри сомнения…

Безразлично, какая помеха возникает, — вы применяете 6Р, чтобы отпустить помеху и вернуться к объекту медитации.

Пять Совокупностей согласно Сатипаттхана Сутте:

38] Ещё, монахи, монах наблюдает объекты ума как объекты ума с позиции пяти совокупностей, искажённых страстным желанием и цеплянием.

Пассаж о Пяти Совокупностях переводят по-разному: один переводчик передаёт это как “совокупности цепляния”, что очень сбивает с толку, подразумевая, будто совокупности всегда обременены цеплянием. Что не всегда верно. Другой переводчик называет это “пять совокупностей, искажённых цеплянием”. Это опять-таки вводит в заблуждение, поскольку слишком подчёркивает цепляние и упускает из виду причину цепляния.

Когда автор проводит беседы о Дхамме, иногда, заводя речь о совокупностях, он говорит: “Совокупности могут быть затронуты, а могут и не быть затронуты страстным желанием и цеплянием, в зависимости от вашей осознанности в данный момент”. Конечно, в книге это выглядит несколько неуклюже. Потому слова употребляются так, как это изложено выше. Слова “страстное желание” и “цепляние” нужно произнести в связи с Пятью Совокупностями, поскольку это, похоже, лучший способ напомнить медитатору, что это часть процесса и связано с непосредственным знанием и переживанием Зависимого Возникновения.

Сатипаттхана Сутта продолжает:

Но что значит, монахи, наблюдать объекты ума как объекты ума с позиции пяти совокупностей, искажённых страстным желанием и цеплянием? Так, монахи, монах понимает: “Такова форма, таково её возникновение, таково её исчезновение; таково чувство, таково его возникновение, таково его исчезновение; таково восприятие, таково его возникновение, таково его исчезновение; таковы формации, таково их возникновение, таково их исчезновение; таково сознание, таково его возникновение, таково его исчезновение”.

Анапанасати Сутта продолжает:

В этом случае монах пребывает в наблюдении умственных объектов как умственных объектов, будучи старательным, неизменно бдительным, осознанным, устранив алчность и сожаление по отношению к миру. Увидев мудростью отбрасывание алчности и сожаления, монах является тем, кто пристально смотрит с невозмутимостью. Вот почему в этом случае монах пребывает в наблюдении умственных объектов как умственных объектов, будучи старательным, неизменно бдительным, осознанным, устранив алчность и сожаление по отношению к миру.

Переживая более высокие джханы (уровни постижения в медитации), ваш ум приходит во всё более и более тонкое равновесие.

Затем вы испытываете “прекращение алчности и печали”, “он внимательно наблюдает с невозмутимостью”. Вы чётко видите, как поистине коварен ум, и сохраняете в нём чувство невозмутимости, хотя бы даже возникали какие-то неприятные вещи. Подлинное равновесие медитации познаётся, когда вы входите в нематериальные сферы ума. Вот тогда происходит действительное отпускание понятий и привязанностей. Ум развивает столь прекрасную невозмутимость, что даже когда возникают наиболее неприятные чувства, ум принимает их бестрепетно. Вот так осуществляется Четвёртая Опора Осознанности к Объектам Ума.

Из Анапанасати Сутты:

28] Монахи, вот каким образом осознавание дыхания, будучи развито и взращено, исполняет четыре опоры осознанности.

Анапанасати Сутта. Практическое руководство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *