Наблюдение Ума (Читтанупассана)

26] Каждый раз, монахи, когда монах тренируется так: “Я буду вдыхать, воспринимая ум”; [или когда он] тренируется так: “Я буду выдыхать, воспринимая ум”;

[когда он] тренируется так: “Я буду вдыхать, радуя ум”; [или когда он] тренируется так: “Я буду выдыхать, радуя ум”;

[когда он] тренируется так: “Я буду вдыхать, собирая ум”; [или когда он] тренируется так: “Я буду выдыхать, собирая ум”;

[когда он] тренируется так: “Я буду вдыхать, освобождая ум”; [или когда он] тренируется так: “Я буду выдыхать, освобождая ум”, …

Следующая часть опять-таки из Сатипаттхана Сутты, здесь рассматриваются многие аспекты джхан:

34] Что значит, монахи, наблюдать ум как ум? Так, монахи, если ум монаха искажён вожделением, он понимает, что ум искажён вожделением, а если его ум не искажён вожделением, он понимает, что ум не искажён вожделением.

Если его ум искажён ненавистью, он понимает, что ум искажён ненавистью, а если его ум не искажён ненавистью, он понимает, что ум не искажён ненавистью.

Если его ум искажён заблуждением, он понимает, что ум искажён заблуждением, а если его ум не искажён заблуждением, он понимает, что ум не искажён заблуждением.

“Ум, искажённый вожделением, ненавистью и заблуждением”, фактически означает ум, поражённый страстным желанием. Страстное желание — это “мне это нравится” (вожделеющий ум) или “мне это не нравится” (ненавидящий ум), а заблуждение принимает всё возникающее как нечто личное (это “я”). Итак, вожделение, ненависть и заблуждение всегда связаны с умом, охваченным страстным желанием.

Если его ум сужен, он понимает, что ум сужен, а если его ум пребывает в смятении, он понимает, что ум пребывает в смятении.

Суженный ум — это ум в состоянии сонливости, притупленности, вялости. Смятенный ум — это ум, в котором присутствуют неугомонность ума или тревога.

Если его ум возвышен, он понимает, что ум возвышен, а если его ум не возвышен, он понимает, что ум не возвышен.

Возвышенный ум — это ум, переживающий одну из рупа, или материальных, джхан.

Если его ум вышел за пределы, он понимает, что ум вышел за пределы, а если его ум не вышел за пределы, он понимает, что ум не вышел за пределы.

Превзошедший ум — это ум, который может войти в любую из арупа, или нематериальных, сфер — то есть Сферу Бесконечного Пространства, Сферу Бесконечного Сознания, Сферу Отсутствия Всего и Сферу Ни Восприятия Ни Невосприятия.

Если его ум собран, он понимает, что ум собран, а если его ум не собран, он понимает, что ум не собран.

Если его ум освобождён, он понимает, что ум освобождён, а если его ум не освобождён, он понимает, что ум не освобождён.

Смысл последних двух предложений достаточно очевиден.

В этом случае монах пребывает в наблюдении ума как ума, будучи старательным, неизменно бдительным, осознанным, устранив алчность и сожаление по отношению к миру. Я не говорю о том, что есть развитие осознавания дыхания у того, кто забывчив, кто не бдителен. Вот почему в этом случае монах пребывает в наблюдении ума как ума, будучи старательным, неизменно бдительным, осознанным, устранив алчность и сожаление по отношению к миру.

Фраза “Я не говорю о том, что есть развитие осознавания дыхания у того, кто забывчив, кто не бдителен” — одно из сильнеёших утверждений в Анапанасати Сутте. Назначение осознанности — помнить.

О чём помнить? Помнить наблюдать, как внимание перемещается от одного объекта к другому, затем релаксировать зажатость, вызванную этим перемещением, и неизменно возвращаться к объекту медитации с радостным интересом и ясным пониманием.

В джханах Медитации Прозрения в Безмятежной Мудрости (уровнях понимания в медитации) ваш ум становится удивительно чистым, ясным и бдительным. По мере продвижения на этом пути возникают более глубокие состояния ума. Осознанность и полное сознавание становятся столь совершенными, что даже малейшее движение внимания можно заметить и подвергнуть 6Р, отпустить и расслабиться. Ум становится чистым, более широким и разносторонним, свободным от напряжения, а дыхание и релаксация яснее различимы и легче для наблюдения.

Ваше внимание становится непоколебимым, а ум спокойным как никогда. В этой части опор осознанности описывается, как заметить, что ум находится в каждой из джхан, от материальных (рупа-джханы) до нематериальных (арупа-джханы). Вот как осуществляется Третья Опора Осознанности Ума.

Анапанасати Сутта. Практическое руководство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *