Наблюдение Чувств (Ведананупассана)

25] Каждый раз, монахи, когда монах тренируется так: “Я буду вдыхать, ощущая радость”; [или когда он] тренируется так: “Я буду выдыхать, ощущая радость”;

[когда он] тренируется так: “Я буду вдыхать, ощущая довольство”; [или когда он] тренируется так: “Я буду выдыхать, ощущая довольство”;

[когда он] тренируется так: “Я буду вдыхать, воспринимая умственную формацию”; [или когда он] тренируется так: “Я буду выдыхать, воспринимая умственную формацию”;

[когда он] тренируется так: “Я буду вдыхать, успокаивая умственную формацию”; [или когда он] тренируется так: “Я буду выдыхать, успокаивая умственную формацию”.

Здесь снова повторяется предыдущая глава, поэтому мы пойдём дальше, не задерживаясь на этом.

В этом случае монах пребывает в наблюдении чувств как чувств, будучи старательным, неизменно бдительным, осознанным, устранив алчность и сожаление по отношению к миру. Я говорю, монахи, что в этом случае пристальное внимание к вдоху и выдоху — это разновидность чувства среди чувств. Вот почему в этом случае монах пребывает в наблюдении чувств как чувств, будучи старательным, бдительным, осознанным, устранив алчность и сожаление по отношению к миру.

Следующий фрагмент Сатипаттхана Сутты (МН 10) даёт дополнительные пояснения, как медитатор становится более бдительным посредством осознанности к чувствам:

32] Что значит, монахи, наблюдать чувства как чувства? Так, монахи, испытывая приятное чувство, монах понимает: “Я испытываю приятное чувство”.

Испытывая неприятное чувство, он понимает: “Я испытываю неприятное чувство”.

Испытывая ни приятное, ни неприятное чувство, он понимает: “Я испытываю ни приятное, ни неприятное чувство”.

Испытывая мирское приятное чувство, он понимает: “Я испытываю мирское приятное чувство”.

Испытывая надмирное приятное чувство, он понимает: “Я испытываю надмирное приятное чувство”.

Испытывая мирское неприятное чувство, он понимает: “Я испытываю мирское неприятное чувство”.

Испытывая надмирное неприятное чувство, он понимает: “Я испытываю надмирное неприятное чувство”.

Испытывая мирское ни приятное, ни неприятное чувство, он понимает: “Я испытываю мирское ни приятное, ни неприятное чувство”.

Испытывая надмирное ни приятное, ни неприятное чувство, он понимает: “Я испытываю надмирное ни приятное, ни неприятное чувство”.

“Мирское чувство” — то чувство, что возникает в каком-либо из входов чувства (то есть в глазу, ухе, носу, языке, теле или уме). “Надмирное приятное чувство” — это когда медитатор находится в одной из джхан (включая все рупа, или материальные, и арупа, или нематериальные, джханы). Испытывать “мирское неприятное чувство” означает испытывать неприятное чувство в одном из входов чувства. Например, когда вы ушибаете ногу, возникает мирское неприятное чувство.

“Надмирное неприятное чувство” — это боль медитации. Вы можете распознать боль медитации по тому признаку, в соответствии с которым, когда вы встаёте и идёте, боль проходит. В отличие от медитативной боли, настоящая физическая боль не проходит, когда вы встаёте. В этом случае важно изменить позу для сидения, чтобы не навредить телу.

“Мирское ни приятное, ни неприятное чувство” — это нейтральное чувство, которое вам безразлично и которое вы склонны игнорировать, что приводит к неосознанности.

“Надмирное ни приятное, ни неприятное чувство” — это когда вы пребываете в какой-либо из джхан и испытываете невозмутимость.

Здесь описаны все виды чувств (то есть приятные, болезненные и ни приятные, ни болезненные чувства). Так вы достигаете различных стадий медитации. Если вы перестаёте быть внимательным к дыханию и релаксации, ваш прогресс в медитации тоже прекращается. Важность удержания внимания на дыхании и релаксации нельзя переоценить. Так осуществляется Вторая Опора Осознанности к Чувствам.

Анапанасати Сутта. Практическое руководство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *