Осуществление Четырех Опор Осознанности

Наблюдение Тела (Кайянупассана)

23] И каким образом, монахи, осознавание дыхания, будучи развито и взращено, исполняет четыре опоры осознанности?

24] Каждый раз, монахи, когда монах, делая долгий вдох, понимает: “Я делаю долгий вдох”; или, делая долгий выдох, понимает: “Я делаю долгий выдох”; делая короткий вдох, понимает: “Я делаю короткий вдох”; или, делая короткий выдох, понимает: “Я делаю короткий выдох”;

Словосочетание “каждый раз” очень интересно и имеет далеко идущие следствия. “Каждый раз” не означает только во время сидения в медитации, но постоянно, во всё время.

В ходе своей повседневной деятельности, когда ум становится тяжёл и полон мыслей, заметив это, просто отпустите мысли, успокойтесь и расслабьте зажатость в голове, ощутите, как ум расширяется и наполняется покоем, а затем улыбнитесь и вернитесь к дыханию, релаксируйте и улыбнитесь в течение одного-двух циклов дыхания. Это существенно поможет в успокоении ума и улучшит осознанность в повседневных делах.

Чем больше вы улыбаетесь во время повседневной деятельности, тем лучше становится ваша осознанность. Это, определённо, практичный способ исполнять дела и улучшать своё сознавание состояний сознания. Каждый раз, как вы делаете это в течение дня, это привносит в вашу жизнь своего рода осознанность и перспективу. Легче видеть три атрибута существования — непостоянство, страдание и безличную природу всего, — даже когда вы работаете или играете.

Выражение “каждый раз” также распространяется на вашу Ходячую Медитацию. Вместо того чтобы направлять внимание на свои стопы (как советуют некоторые учителя медитации), вы можете продолжать удерживать внимание на наблюдении ума и релаксации на вдохе и выдохе во время ходьбы. Это осознанность к телу, и она может распространяться на другие занятия.

Осознанность к объектам ума — очень важный аспект сознавания, и это намного проще для наблюдения, чем физическое тело. Легко понять, когда ум зажат и напряжён. Если есть немного времени, вы можете выпустить то, о чём думаете, из мысленной хватки, релаксировать стеснённость в голове, затем улыбнуться и вернуться к дыханию и релаксации в течение одного-двух дыханий.

Помните первые строфы Дхаммапады: “Ум есть источник всех (здоровых и нездоровых) состояний; ум есть основа; из ума они созданы”.

Всё следует за умом, будь то счастье или страдание. Пытаясь следить за всеми движениями тела, вы не можете видеть ум достаточно ясно, чтобы осознать зажатость, порождённую этим движением.

Начать сознавать ум и все его движения и склонности создавать зажимы — это то, что имел в виду Будда, говоря “каждый раз”.

…[когда он] тренируется так: “Я буду вдыхать, ощущая всё тело”; [или когда он] он тренируется так: “Я буду выдыхать, ощущая всё тело”;

[когда он] тренируется так: “Я буду вдыхать, успокаивая телесную формацию”; [или когда он] тренируется так: “Я буду выдыхать, успокаивая телесную формацию”,

— то в этом случае монах пребывает в наблюдении тела как тела, будучи старательным, неизменно бдительным, осознанным, устранив алчность и сожаление по отношению к миру. Я говорю, монахи, что в этом случае вдох и выдох — это разновидность тела среди тел. Вот почему в этом случае монах пребывает в наблюдении тела как тела, будучи старательным, неизменно бдительным, осознанным, устранив алчность и сожаление по отношению к миру.

Высказывание о сознавании тела целиком и успокоении телесной формации уже рассмотрено. Так что мы не будем повторять соответствующую главу.

“Наблюдение тела как тела” самоочевидно относится к дыханию. Быть “старательным” означает работать с полной отдачей или быть бдительным; “осознанным” относится к бдительности ума как в джханах (стадиях понимания в медитации), так и в повседневных занятиях.

Находясь в “Джханах Прозрения в Безмятежной Мудрости”, вы отлично сознаёте происходящее вокруг, а ваша осознанность остра и ясна. Вы способны наблюдать все состояния ума, чувства, ощущения или отвлекающие факторы, а равно и факторы джханы, когда они возникают в уме, то есть радость, довольство, невозмутимость, безмолвие ума, спокойную собранность ума и т. д.

“Устранив алчность и сожаление по отношению к миру” означает, что ум преодолел простые симпатии или антипатии к отвлекающим факторам, эмоциям, болезненным ощущениям, приятным ощущениям, чувству радости, а также размышления над всем этим. Это означает отпустить привязанность к вещам (страстное желание и цепляние), приводящую к возникновению страдания.

Оставшаяся часть параграфа просто повторяет, что медитация на дыхании есть часть осознанности к дыханию и соответствует Первой Опоре Осознанности к Телу.

Анапанасати Сутта. Практическое руководство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *