Пять Совокупностей

Этот психофизический процесс состоит из пяти совокупностей, искажённых страстным желанием и цеплянием. У медитатора есть физическое тело, чувства (умственные и физические), восприятие (процесс именования вещей), мысли и сознание. Зная об этом, вы ясно видите, что чувства — это одно, а мысли — другое.

К сожалению, у всех нас развита привычка пытаться избавиться от чувства посредством мыслей. От этого чувство делается только больше и сильнее. В результате возникает больше боли и страдания.

Практикуя метод медитации Будды, вы начинаете понимать и оставлять эту старую привычку избавиться от чувства с помощью думания. Когда возникает чувство — безразлично, физическое или эмоциональное, — первым делом отпустите всякие мысли о чувстве и релаксируйте зажатость в голове, вызванную этим перемещением внимания.

Затем разожмите тугую мысленную хватку вокруг этого чувства. Теперь расслабьте зажатость в голове и почувствуйте, как расширяется ум. Заметьте, что он становится спокойным и безмятежным. Затем улыбнитесь и верните внимание к дыханию и релаксации.

Делая так, вы постигаете подлинную природу чувства: вначале его не было. Затем оно само собой возникло — это изменение, или непостоянство. Вы, определённо, не просили, чтобы возникло это невероятно болезненное чувство, как и не желали быть гневным, печальным, напуганным, подавленным, переполненным сомнениями или как там ещё вам “посчастливилось”.

Чувства возникают сами собой, без вашего на то желания. Они длятся столько, сколько длятся. Чем больше вы стараетесь обуздать их, побороть, вытеснить или отогнать их размышлением, тем дольше они задерживаются и больше разрастаются.

Дело в том, что всякий раз, желая управлять чувством, вы отождествляетесь с этим ощущением или эмоцией как с чем-то личным (страстное желание)! Вы склонны думать о том, какую боль оно причиняет, откуда оно взялось, почему оно донимает вас сейчас. “О! Я ненавижу это чувство и хочу, чтобы оно прекратилось”.

Каждая мысль о чувстве — это самоотождествление (каковое есть страстное желание и, далее, цепляние) с этим чувством. Всякий раз, когда вы пытаетесь сопротивляться происходящему в настоящий момент, вы боретесь с “Дхаммой Настоящего Момента”. Вы боретесь с Истиной!

Когда возникает болезненное или даже приятное чувство, Истина в том, что оно есть. Всякое сопротивление, попытки обуздать, желание избавиться при помощи мыслей или какая бы то ни было борьба с чувством приносит лишь возникновение новых страданий. Когда возникает чувство, вы раскрываете ум, отпускаете желание управлять, с любовью принимаете тот факт, что данное чувство есть, релаксируете и улыбаетесь — предоставляете его самому себе.

“Не сопротивляйся и не ломись. Просто будь мягче и улыбнись” (Dont Resist Or Push. Soften and Smile). Это правило DROPSS — ключ к обладанию принимающим, открытым умом, который впоследствии разовьётся в равностность. Даже лёгкое сопротивление или зажатость означает, что уму всё ещё свойственно некое страстное желание или самоотождествление.

Предположим, когда вы пришли на работу поутру, вас обругал друг или начальник. Что произошло с вашим умом? Если вы похожи на большинство людей, вы обругали его в ответ, поскольку были рассержены и готовы дать отпор. Когда друг или начальник ушёл, о чём вы думали? Что вы сказали, что сказал друг или начальник, что вам следовало сказать… “Мои чувства справедливы, и я высказался по праву. Он неправ в том, что сказал и сделал”. Это вертится у вас в уме. Чувство гнева сильно, и мысли привязаны к нему.

Немного времени спустя вы отвлекаетесь на другие занятия. Но гнев никуда не делся, и, если кто-то заговорит с вами, очень может быть, что вы пожалуетесь на того друга или начальника, который обругал вас.

При этом вы передаёте свою неудовлетворённость и гнев другим, что плохо сказывается на них. Эти чувства и связанные с ними мысли всплывают на протяжении дня. В сущности, эти мысли ходят по кругу, словно записанные на закольцованную магнитную ленту.

Они возвращаются в том же порядке и точно тех же выражениях. К концу дня вы развеетесь настолько, что это чувство перестанет приходить так часто. Наступает время сесть в медитацию и очистить ум. Но что происходит? Возвращается чувство гнева и сопутствующие мысли! Всё начинается заново.

Но теперь вы применяете 6Р, и поскольку вы перестаёте вовлекаться в эти чувства и мысли, то начинаете релаксировать напряжение. Видя, что мысли вызывают нарастание чувства, вы начинаете успокаивать внимание. “Не беда! Это не столь уж важно”. Вы успокаиваетесь… Позволяете этому быть… Раскройте ум и распустите тугой мысленный узел вокруг этих мыслей, ненавязчиво освободите зажатость в голове. Вы отпускаете отвращение к чувству и чувствуете, как ум начинает расслабляться, затем расширяетесь, становитесь спокойны и улыбаетесь, а потом возвращаете внимание к дыханию и релаксации. Какое облегчение!

Теперь спокойно вернитесь к дыханию и на вдохе релаксируйте зажатость в голове, на выдохе релаксируйте зажатость в голове. Вы постоянно ощущаете, как ум раскрывается, расширяется и становится спокойным, а затем вы улыбаетесь.

Потом снова приходит гнев, и вы снова делаете то же самое. Вы предоставляете гнев самому по себе, не вовлекаясь в думанье о нём… раскрываете и релаксируете мысленную хватку… релаксируете стеснённость в голове… улыбаетесь… ненавязчиво возвращаете внимание к дыханию и релаксации. В этом состоит процедура 6Р.

Не важно, сколько раз внимание возвращается к чувству гнева. Всякий раз вы поступаете одинаково. Вы не принимаете это чувство на свой счёт, позволяя ему быть и релаксируя.

В результате нет самоотождествления (страстного желания или цепляния) с этим чувством. Таково видение подлинной природы чувства, не так ли? Чувства не было прежде, но сейчас оно есть. Таково видение непостоянства. Когда это чувство возникает, оно отнимает спокойствие и мир. Это, определённо, больно, это настоящее страдание. Когда вы предоставляете чувство самому себе, не вовлекаясь в думанье о нём, раскрываете ум, релаксируете зажатость и улыбаетесь, в этот момент вы познаёте безличную природу (анатта).

Анапанасати Сутта. Практическое руководство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *