Осознавание Дыхания

Монахи, когда осознавание дыхания развито и взращено, оно приносит великий плод и благо. Когда осознавание дыхания развито и взращено, оно исполняет четыре опоры осознанности. Когда четыре опоры осознанности развиты и взращены, они исполняют семь факторов просветления. Когда семь факторов просветления развиты и взращены, они исполняют истинное знание и освобождение.

Обратите внимание, что в сутте говорится о Четырёх Опорах Осознанности и они осуществляются практикой джхан и Медитации Безмятежной Мудрости, ведущей к мудрым медитативным состояниям ума.

Здесь явное отличие от современной теории, что нельзя наблюдать Четыре Опоры Осознанности в джханах (медитативные уровни постижения).

Будда учил только одному виду медитации, и это медитация безмятежности/прозрения, или покоя/прозрения. Это медитация Саматха/Випассана, или, можно сказать, он учил самадхи, что буквально означает Медитацию Безмятежной Мудрости.

16] И как, монахи, осознавание дыхания развивается и взращивается так, что это приносит великий плод и благо?

17] Вот монах, уйдя в лес, к подножью дерева, или в пустое жилище, садится. Скрестив ноги, выпрямив тело, он устанавливает осознанность перед собой. Будучи постоянно осознанным, он вдыхает. Будучи постоянно осознанным, он выдыхает.

Фраза “уйдя в лес, к подножью дерева, или в пустое жилище” означает, что вы идёте в достаточно тихое место, где во время обучения медитации будет мало отвлекающих факторов. Подходящим местом будет помещение вдали от дорожного шума, громкой музыки, голосов и звуков деятельности людей и животных.

Со многими практиками сосредоточения-поглощённости бывает, что малейший звук становится “колючкой в боку”. Причина в том, что сосредоточение не уравновешено осознанностью. Многие ученики жалуются на шум вентилятора или когда кто-то открывает и закрывает дверь. Практикующие поглощённость подскакивают, поскольку шум для них равносилен удару. Это, опять-таки, оттого, что осознанность медитаторов слаба и сосредоточение не уравновешено. Таково одно из неудобств занятий поглощающим сосредоточением.

Во времена Будды люди обычно сидели на полу. Отсюда фраза “садится, скрестив ноги, выпрямив тело”. Но в наши дни сидение на полу может оказаться очень болезненным и трудным опытом, поскольку люди по большей части сидят на стульях, скамейках или диванах. Если хотите сидеть на полу, может помочь подушка — достаточно высокая, чтобы не возникала боль в спине или коленях.

На самом деле, куда важнее наблюдать происходящее в уме, чем сидеть с неудобными или болезненными ощущениями. Помните, что сидение на полу не обладает никакой волшебной силой. Волшебство происходит из ясного, спокойного ума, который забавляется, наблюдая, как внимание перемещается от одного предмета к другому, учась применять 6Р к любому отвлечению и спокойно пребывая в беззаботности, насколько это возможно. Так что, если сидение на полу переносится очень болезненно, вполне можно практиковать на скамейке или на стуле.

Однако, если вы сидите на стуле, есть чрезвычайно важный нюанс: нужно сидеть, не опираясь на его спинку. Облокачивание способствует дремоте, но не медитации! “Выпрямляет тело” означает, что вы сидите с аккуратно выпрямленной спиной, не жёсткой и без неудобства. В аккуратно выпрямленной спине все позвонки выстроены один над другим, чтобы энергия могла течь по спине вверх и вниз без малейших препятствий. Облокачивание на спинку стула может прервать поток энергии и вызвать сонливость. Потому не облокачивайтесь ни на что, пока сидите. Зачастую, когда вы только начинаете, спине непривычно быть прямой, некоторые мышцы могут протестовать и жаловаться. Однако при терпении и настойчивости эти мышцы постепенно привыкнут и укрепятся.

Есть ещё один важный аспект сидячей медитации. Вы не должны двигаться! Необходимо сидеть, не двигаясь ни при каком условии. Не шевелите пальцами, не двигайте руками, чтобы почесаться, не меняйте позу никоим образом до завершения сеанса. Всякое движение нарушит непрерывность упражнения, и может понадобиться начать всё заново.

Некоторые учителя медитации говорят ученикам, что вполне допустимо двигаться, пока они “внимательны”. Но если ученики действительно внимательны, они смогут наблюдать ум и его недовольство ощущениями, а затем отпустить ощущение и релаксировать ум вокруг него. Так что причины двигаться нет!

Осознанность означает также с любовью принимать происходящее в настоящий момент, не пытаясь управлять, сопротивляться или менять это. Быть по-настоящему внимательным означает открыться и всему позволить присутствовать в настоящем моменте. Если вы двигаетесь во время сидения, значит, в это время вы не внимательны. Когда вы “уступаете” желанию подвигаться, вы отождествляетесь с ним, и в этот момент осознанности нет.

Итак, если вы приготовились и начали медитировать, нужно оставаться неподвижным и релаксировать ум при отвлечениях. Наилучшим будет сидеть неподвижно, как изваяние Будды! Фактически единственное допустимое движение во время медитации — выпрямлять спину, когда она начинает искривляться или оседать, при условии, что это не делается слишком часто.

Фраза “установив осознанность перед собой” означает, что вы отставляете в сторону все мирские дела и мысли о чувственных удовольствиях. Затем вы мягко закрываете глаза, и всякий раз, когда появляется отвлекающий звук, запах, вкусовое, осязательное ощущение или мысль, вы осознаёте это и просто отпускаете. Затем релаксируете напряжённость в голове, улыбаетесь, возвращаете внимание к объекту медитации и релаксируете.

Неизменно внимательный, он вдыхает; внимательный, он выдыхает.

Здесь даётся метод практики осознанности к дыханию. Осознавать дыхание значит знать, когда вы ощущаете вдох, релаксируя, и знать, когда вы ощущаете выдох, релаксируя. Вы используете дыхание как напоминание релаксировать на вдохе и на выдохе. Это просто означает открыть своё осознание и быть сколь возможно внимательным к дыханию и в то же время расслаблять зажатость в голове (это будет разъяснено немного позже).

Анапанасати Сутта. Практическое руководство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *