Пять Сил

19] “Далее, Удайин, я провозгласил своим ученикам метод развития пяти сил.

Вот монах развивает силу веры, которая ведёт к покою, ведёт к просветлению.

Он развивает силу усердия, которая ведёт к покою, ведёт к просветлению.

Он развивает силу осознанности, которая ведёт к покою, ведёт к просветлению.

Он развивает силу сосредоточения, которая ведёт к покою, ведёт к просветлению.

Он развивает силу мудрости, которая ведёт к покою, ведёт к просветлению.

И таким образом многие мои ученики пребывают, достигнув завершения и совершенства прямого знания.

Это то же, что и Пять Способностей, но они названы Силами, поскольку способны очищать ум и делать его здоровым и чистым.

Продолжим разбор Анапанасати Сутты.

В этой Сангхе монахов есть те, кто посвящает себя развитию любящей доброты. Таковы монахи в этой Сангхе монахов. В этой Сангхе монахов есть те, кто посвящает себя развитию сострадания. Таковы монахи в этой Сангхе монахов. В этой Сангхе монахов есть те, кто посвящает себя развитию восприимчивой радости. Таковы монахи в этой Сангхе монахов. В этой Сангхе монахов есть те, кто посвящает себя развитию равностности. Таковы монахи в этой Сангхе монахов. В этой Сангхе монахов есть те, кто посвящает себя развитию медитации на непривлекательности. Таковы монахи в этой Сангхе монахов. В этой Сангхе монахов есть те, кто посвящает себя развитию восприятия непостоянства. Таковы монахи в этой Сангхе монахов. В этой Сангхе монахов есть те, кто посвящает себя развитию осознавания дыхания. Таковы монахи в этой Сангхе монахов.

Любящая Доброта, Сострадание, Радость и Равностность, или Невозмутимость, известны как Четыре “Брахмавихары”, или Четыре Неограниченные Состояния Ума, или Беспредельные (Неизмеримые) Состояния Ума. Ибо, когда они практикуются, нет никаких ограничений или пределов для ума.

Медитация на непривлекательности подходит тем, кто тяготеет к возникающей в уме похоти. Это осуществляется размышлением об элементах и об отвратительной природе частей нашего тела. Например, когда вы смотрите на красивого человека и возникают похотливые мысли, вы можете представлять, сколь бы желанен был этот человек, если бы все части его тела вывернулись наизнанку! Подумал бы тогда ваш ум: “О! Какой восхитительный кишечник или печень!” или “Ух ты! Какая прекрасная желчь, гной и слизь у этого человека!” Много ли теперь в уме похоти? Таким образом эта медитация помогает людям с похотливыми наклонностями прийти в равновесие.

Восприятие непостоянства не означает сидеть и думать о том, что всё меняется. (Помните, Медитация Безмятежной Мудрости состоит в созерцании с безмолвным и просторным умом.) Оно означает медитативные состояния “Бесконечного Пространства” и “Бесконечного Сознания”, где ум наблюдает, как на самом деле мимолётны психические и физические явления, и вы понимаете, сколь они неудовлетворительны. Кроме того, величайшее прозрение — это когда вы понимаете, что все состояния бытия — всего лишь часть безличного процесса. Другими словами, вы видите и понимаете, что нет регулировщика и нет «я», заставляющего эти вещи возникать. Они возникают сами собой. Существуют краткое мгновение и исчезают, а у вас нет никакой власти над происходящим.

Теперь мы переходим к следующему разделу Анапанасати Сутты, где говорится об “Осознавании Дыхания”.

Анапанасати Сутта. Практическое руководство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *