Пять Способностей

18] “Далее, Удайин, я провозгласил своим ученикам метод развития пяти способностей.

Вот монах развивает способность к вере, которая ведёт к покою, ведёт к просветлению.

Способность Веры также именуется Способностью Уверенности. Когда вы заинтересовались тем, чтобы отпустить житейскую боль, усиливается ваша любознательность. И вы принимаетесь искать наставника медитации. Если вам повезло учиться у сведущего руководителя, вы заметите некоторые тонкие изменения в вашем мировосприятии. Поскольку вы их видите на непосредственном опыте, ваша уверенность начинает расти. В результате возрастает энтузиазм к практике и вам хочется практиковать больше!

Он развивает способность к усердию, которая ведёт к покою, ведёт к просветлению.

Когда крепнет ваша уверенность, естественным образом вы вкладываете больше усердия, или энергии, в свою практику. Вы начинаете сидеть немного дольше, а ум становится чуть яснее. Начинающим рекомендуется сидеть не менее 30-45 минут кряду.

Если сидится хорошо, продолжайте сидеть, пока это длится. Хорошее сидение может продолжаться час, час и десять минут или дольше. Полезно постепенно увеличивать длительность, не опасаясь привязаться к сидению. Единственный способ привязаться — это думать о медитации вместо того, чтобы правильно медитировать. Нет ничего плохого в том, чтобы сидеть подолгу, пока вы не причиняете себе физического вреда и достаточно двигаетесь.

Сидеть на протяжении часа, двух, трёх хорошо, только если вы можете сидеть так долго с удобством. Если вы сидите так, что это постоянно вызывает боль, то вы причиняете себе ненужный физический дискомфорт. Это немудро, потому что сидячая поза должна быть удобной. Допустимо использовать скамеечку или стул, пока вы не слишком облокачиваетесь. Облокачивание способствует сну и отупению, но не медитации! Итак, чем больше у вас уверенности, тем больше энергии вы вкладываете в практику. Ваш энтузиазм естественным образом будет расти по мере практики.

Он развивает способность к осознанности, которая ведёт к покою, ведёт к просветлению.

По мере совершенствования вашей энергии осознанность и внимательность сами по себе будут усиливаться. Это очень естественный, “ненасильственный” процесс. Посмотрите на ум обычного человека, вроде вас или меня. Вы увидите ум-попрыгунчик, ум-мотылёк или, как ещё можно выразиться, ум — бешеную обезьяну. Он всегда в движении, вечно скачет вокруг. Он переменяет свои фантазии и порывы каждое мгновение.

Внимание является добычей для всех раздражителей и собственных эмоциональных реакций. Оно, в действительности, есть реагирование, которое с появлением определённого раздражителя отзывается на обстановку привычным образом. Это цепочка ассоциаций, надежд, страхов, воспоминаний, фантазий или сожалений, которые постоянно текут в уме. Они запускаются воспоминаниями о внешнем мире.

Внимание движется вслепую, никогда не останавливаясь, ничем не удовлетворяясь в своём поиске наслаждения и насыщения. Неудивительно, что ум делается таким безумным и полным неудовлетворённости; первые монахи описывали его как неугомонную бешеную обезьяну, скачущую с ветки на ветку через бесконечные джунгли обусловленных событий в поиске плода удовлетворения.

Итак, когда вы начинаете медитировать, внимание, конечно же, мечется по всему помещению и долгое время избегает объекта медитации. Иногда проходит две-три минуты, пока вы не заметите, что оно отвлеклось, и тогда вы ненавязчиво отпускаете, релаксируете напряжение в голове, успокаиваете ум, улыбаетесь и возвращаете внимание к дыханию и релаксации.

Подобные реакции ума естественны, поскольку ум привык носиться всюду, где ему заблагорассудится. Когда так происходит, не осуждайте и не казните себя за непокорность ума. Вместо этого отпустите отвлекающий фактор, расслабьтесь, улыбнитесь, возвращаясь к объекту медитации, и продолжайте.

По мере практики вы начинаете быстрее замечать и отпускать, ваша осознанность постепенно оттачивается. Ум может уйти от дыхания лишь на минуту, пока вы не распознаете, что он занят не тем, чем нужно. Тогда он отпускает, расслабляется, улыбается и вновь возвращается к дыханию и релаксации.

Теперь внимание остаётся на дыхании и релаксации дольше, возможно секунд тридцать, пока снова не отвлечётся. Однако вам уже лучше удаётся замечать, когда внимание убегает. Ваша осознанность становится острее, и вы можете распознать, чем занят ум. Таким образом, когда улучшается ваша уверенность, энергия совершенствуется и в результате естественным образом развивается бдительность ума, а это обостряет осознанность. Одна из важнейших частей медитации — понять, что “дыхание и релаксация” должны быть опорной точкой, к которой вы возвращаетесь в каждом цикле.

Он развивает способность к собранности ума, которая ведёт к покою, ведёт к просветлению.

По мере совершенствования вашей осознанности к текущему моменту ум естественным образом будет оставаться на объекте медитации гораздо дольше. Большинство людей описали бы это как “сосредоточение”, но это неподходящее слово. Ум не поглощается и не фиксируется на дыхании. Напротив, он очень тихий, расслабленный, невозмутимый и очень хорошо удерживается на дыхании и релаксации. Помните, что дыхание служит напоминанием о шаге релаксации, что очень важно.

В это время возникает сильное чувство радости и тело делается очень лёгким, это ощущается как парение. Когда радость проходит, появляется мощное чувство спокойствия, невозмутимости и расслабления. Благодаря острой осознанности вы не увлекаетесь этими переживаниями. Но если вы начнёте думать или говорить про себя, как приятно это состояние и как сильно оно вам нравится, вы утратите его и наступит сонливость. Это потому, что вас захватила привязанность к этим переживаниям (страстное желание и цепляние) и вы потеряли объект, не вернувшись к дыханию и релаксации.

Осознанность угасает, когда вы начинаете размышлять или говорить про себя о ситуации и когда вас увлекает желание управлять ситуацией и мыслями. Также это происходит, когда вы страстно желаете испытать радость и покой. Такое желание заставляет ум стараться слишком сильно, и он не может вернуться к этому переживанию! Но если вы стараетесь усердней, возрастает смятение. Зачастую вы прилагаете ещё больше усилий для преодоления этой помехи, тогда как что действительно нужно, так это прилагать меньше силы, а больше релаксировать и улыбаться. Сделайте свою медитацию весёлой игрой, вместо того чтобы воевать с помехой.

Эти возникающие сочетания помех совершенно остановят практику, потому что желание, чтобы вещи происходили определённым образом (цепляние), полностью рассеивает духовное развитие. Поэтому вы должны быть внимательней к мыслям об этих приятных состояниях.

По мере возрастания вашей уверенности и улыбки естественным образом возрастает энергия. Это улучшает вашу осознанность, что позволяет собранности и спокойствию ума стать сильнее и длительней.

Он развивает способность к мудрости (что означает видение и понимание звеньев Зависимого Возникновения), которая ведёт к покою, ведёт к просветлению.

И таким образом многие мои ученики пребывают, достигнув завершения и совершенства прямого знания.

По мере того как ваш ум становится более спокойным и тихим, вы приобретаете способность видеть истинную природу вещей. Это развитие мудрости или разума достигается видением воочию того, как вещи сами собой возникают и исчезают. Например, даже когда вы сидите в джхане (уровень постижения в медитации), вы видите, как возникает радость. Она присутствует какое-то время, потом исчезает. Затем вы видите, как возникают покой и довольство. Они присутствуют какое-то время, потом исчезают. Вы можете увидеть истинную природу непостоянства даже на начальном этапе практики, наблюдая появление и исчезновение мыслей.

Вы начинаете наблюдать появление и исчезновение ощущений и эмоций. Также вы замечаете, что эти возникающие и исчезающие вещи неудовлетворительны и эти ощущения и эмоции суть форма страдания, особенно когда они ведут себя не так, как вам бы хотелось. Когда вы понимаете, как поистине неудовлетворителен этот процесс, тогда вы можете ясно видеть, что это “безличный процесс” (анатта). Никто не может управлять возникновением и исчезновением этих вещей.

Даже в джхане (уровень постижения в медитации) у вас нет настоящей власти над возникновением радости, поскольку радость возникает в силу надлежащих условий. В то же время вы не можете удержать радость, поскольку она исчезает в силу надлежащих условий. Всё возникающее исчезает.

От этого возникает ещё большая неудовлетворенность, ведь радость такое приятное чувство! Таким образом вы можете очень ясно видеть атрибуты существования, то есть аничча (непостоянство), дуккха (страдание) и анатта (безличную природу вещей).

Так развивают мудрость, которая постепенно приводит нас к видению возникновения и прекращения в Зависимом Возникновении (то есть к видению и пониманию Четырёх Благородных Истин). Есть интересное замечание в Винае: вы можете наблюдать три атрибута существования, ни разу не видев звеньев Зависимого Возникновения, но в то же время вы никак не можете увидеть звенья Зависимого Возникновения, не видя и трёх атрибутов существования (то есть непостоянства, страдания и безличной природы всего). Позже мы обсудим это подробнее.

Анапанасати Сутта. Практическое руководство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *