Четыре Основы Духовной Силы

17] “Далее, Удайин, я провозгласил своим ученикам метод развития четырёх опор духовной силы.

Вот монах развивает опору духовной силы, которая состоит в собранности ума благодаря рвению и решительному старанию.

Первая духовная сила относится к радости, как показано выше.

Он развивает опору духовной силы, которая состоит в собранности ума благодаря усердию и решительному старанию.

Вторая духовная сила — усердие, или энергия. На Пути Будды нельзя отлынивать и лениться. Чтобы удержаться на пути, нужно много энергии, особенно если вы поняли, что это дело всей жизни! Мы говорим об энергии, которая требуется для того, чтобы распознать, когда ваш ум зажат и напряжён, а затем для того, чтобы отпустить мысли и релаксировать зажатость в голове и уме перед тем, как вновь обратиться к дыханию.

Он развивает опору духовной силы, которая состоит в собранности ума благодаря [чистоте] ума и решительному старанию.

Третья духовная сила относится к чистоте ума, которая развивается, когда вы удерживаетесь на объекте медитации сколь возможно долго. Если возникает помеха и выбивает вас из медитации, вы просто позволяете помехе быть, не вовлекаясь в думанье. Вы переходите к циклу 6Р. То есть распознаёте (recognizing), что отвлеклись от объекта медитации, разжимаете хватку ума (releasing) на отвлекающем факторе, не задерживая на нём внимания, релаксируете (relaxing) вызванные отвлечением напряжение и зажатость в голове, расцветаете в улыбке (resmile), чтобы сделать легче ум и обострить осознанность, и разворачиваете ум (returning) к объекту медитации. Затем вы делаете рестарт (repeat) этого цикла по мере надобности и превращаете его в одно слитное движение, которому учится ум.

Не имеет значения, сколько раз ум возвращается к возникшему отвлечению или помехе. Если внимание уходит туда, вы применяете этот цикл.

Вы просто повторяете 6Р: позволение, релаксирование и возвращение к дыханию и вновь релаксирование. Это метод очищения ума от всех загрязнений и помех. Помните: медитация не имеет отношения к размышлению. Это расширение вашего разума и осознанности в текущий момент и затем выход за эти рамки к истинному выражению любящего принятия. Медитация — это тишина, когда мысли — все образы и слова — совершенно прекратили отвлекать внимание. Но медитация не является и никогда не являлась “сосредоточением” в расхожем смысле слова.

“Сосредоточение” однонаправленного или поглощённого типа сжимает ум и является формой устранения, отсечения, подавления помех, сопротивления. Также это род конфликта. Медитирующий ум может быть очень тих и невозмутим, и тем не менее без устранения, подавления или сопротивления. Ум в сосредоточении-поглощённости не может медитировать согласно буддийской практике.

Он развивает опору духовной силы, которая состоит в собранности ума благодаря исследованию и решительному старанию.

И таким образом многие мои ученики пребывают, достигнув завершения и совершенства прямого знания.

Привычка исследовать своё переживание — очень важный аспект духовного роста. Когда вы захвачены помехой, болью или каким-либо отвлечением, необходимо уметь видеть, как внимание реагирует на данную конкретную ситуацию. Например, во время медитации возникает сонливость. Средство от сонливости — оставаться более внимательным, с радостным интересом к объекту медитации. Вы должны попытаться напрямую увидеть, как внимание соскальзывает обратно в сонливость.

Другими словами, нужно приложить к практике больше старания и энергии, чтобы видеть, что происходит. Когда вы замечаете, что умом начала завладевать помеха, вы поскорее освобождаетесь от неё, не застревая слишком надолго.

Однако, если вами совершенно овладела сонливость, преодоление этой помехи может занять некоторое время, поскольку это последнее, чего хотелось бы уму! Таким образом, ум может скакать туда-сюда между объектом медитации и сонливостью. Чем больше лёгкого и радостного интереса к тому, как работает внимание, тем быстрее вы освобождаетесь от помехи и снова принимаетесь медитировать.

Точно так же, когда возникает боль, вы не направляете внимание на неё. Вы можете убедиться, что ум сопротивляется этому ощущению, лишь когда боль завладела вниманием. Если вы начнёте думать о боли, она станет больше и сильнее. Итак, первым делом вы отпускаете думающий ум, который вербализирует отвлечение (боль, помеху, тяжёлую эмоцию и т. п.).

Далее, релаксируйте ум и распустите тугой мысленный узел вокруг ощущения, расслабьте напряжённость в голове, успокойте ум, а затем улыбнитесь, прежде чем вернуть внимание к объекту медитации. Это делается непрерывно до тех пор, пока боль не перестанет отвлекать на себя внимание.

Здесь решительное отличие от некоторых других наставлений по медитации, велящих медитаторам направлять внимание в центр боли и отмечать: “боль… боль… боль”. В течение всего этого времени они пытаются понять истинную природу боли и наблюдать её изменения. Однако боль по природе своей отвратительна, так что практикующие склонны сжимать и напрягать ум, чтобы продолжать наблюдение боли. Они никогда не замечают этого напряжения внимания. Когда оно возникает, то никогда не бывает ясно различимо. В конце концов медитаторы в достаточной мере развивают сосредоточение (фиксированное внимание), чтобы преодолеть боль. Однако это достигается подавлением и зажатостью ума.

Вы можете ясно видеть, что духовная основа исследования переживания (дхамма-вичая) — это очищение ума, позволяя быть всему, что происходит в текущий момент, не пытаясь с этим бороться, управлять или хоть как-то нарушать. Любящее принятие и терпение (как его определяет английский словарь, “без отвращения”) к настоящему моменту. Это путь достижения Ниббаны. Она не достигается сосредоточением поглощённости, сжатием или подавлением.

Анапанасати Сутта. Практическое руководство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *