Четыре Верных Старания

16] Далее, Удайин, я провозгласил своим ученикам метод развития четырёх правильных видов старания.

Вот монах пробуждает рвение к невозникновению ещё не возникших злотворных нездоровых состояний. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.

Он пробуждает рвение к прекращению уже возникших злотворных нездоровых состояний. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.

Он пробуждает рвение к возникновению ещё не возникших здоровых состояний. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.

Он пробуждает рвение к поддержанию уже возникших здоровых состояний, к их неугасанию, увеличению, разрастанию, осуществлению посредством развития. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.

И таким образом многие мои ученики пребывают, достигнув завершения и совершенства прямого знания.

Помимо рвения или старания, палийское слово “чанда” также означает радостный интерес или воодушевление. Ум, направленный к благому объекту, такому как радость, обладает этим качеством — радостного интереса.

Таким образом, первое Правильное Старание — это развивать ум, обладающий радостным интересом и воодушевлением, в результате чего ум становится ясным и свободным от нездоровых состояний. Радость растёт, когда в нашей повседневной жизни ум такой же улыбающийся и довольный, как и во время медитации. Как следствие, в это время ум бодр и благ. В наши дни эти Четыре Правильных Старания обычно именуются Четырьмя Правильными Усилиями. Некоторые учителя медитации просят практикующего прилагать энергичное усилие, чтобы направить внимание на происходящее в данный момент. Однако сутта ясно даёт понять, что это не та осознанность, которая нужна.

Осознанность радостного интереса и воодушевления, то есть внутренняя улыбка, ведёт к лёгкому, открытому, принимающему и лишённому всякой напряжённости уму. Таково точное определение правильного усилия, и, согласно сутте, на самом деле оно не имеет ничего общего с наблюдением явления до тех пор, пока то не исчезнет.

Он пробуждает рвение к прекращению уже возникших злотворных нездоровых состояний. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.

Второе Правильное Старание учит нас прекращать тяжёлые эмоциональные состояния, такие как гнев, уныние, зависть, тревога, стресс, депрессия, страх и т.д., и замещать их внутренней улыбкой, релаксирующей даже тончайшее напряжение. Это благое состояние радостного интереса и воодушевления. Путём выработки такой внутренней улыбки мы преодолеваем самоотождествление с такими состояниями как с чем-то “моим”. Здоровое чувство юмора в отношении самого себя — искусное средство развития на духовном пути.

Он пробуждает рвение к возникновению ещё не возникших здоровых состояний. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.

Это понимание, что ум вызывает радостный интерес и воодушевление, если эти здоровые состояния отсутствуют. Иными словами, развитие осознанности означает развитие радости и внутренней улыбки. Даже когда ум нейтрален, то есть просто размышляет о том и о сём, будет кстати улыбаться в уме и испытывать радостный интерес и воодушевление.

Он пробуждает рвение к поддержанию уже возникших здоровых состояний, к их неугасанию, увеличению, разрастанию, осуществлению посредством развития. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.

И таким образом многие мои ученики пребывают, достигнув завершения и совершенства прямого знания.

Однажды к автору обратились несколько учеников с вопросом: “Как можно достичь Ниббаны практикой улыбки и радостного интереса?” Они полагали, что сказали нечто очень глубокое, поскольку думали, что Ниббана достигается постоянным созерцанием боли и страданий. Эти ученики не упражнялись в том, чтобы быть лёгкими и довольными, как учил Будда. Автор спросил их в ответ: “Как можно достичь Ниббаны без улыбки и радостного интереса в уме? Разве радость не один из факторов пробуждения? Разве не сказал Будда: “Мы счастливые”?

Отсюда можно понять важность развития улыбающегося ума и радостного интереса. Когда есть радостный интерес и улыбка, в уме происходит подлинная перемена точки зрения. Вы уже не столь мрачны и раздражительны, когда приходится трудно. Это оттого, что самоотождествления уже не так много и медитатор видит ситуацию яснее.

Когда ум не улыбается и нет радостного интереса, всё делается тяжким и все психические состояния и мысли — гнетущими. Ум становится излишне серьёзен и всё воспринимает отрицательно.

Допустим, к примеру, что вы очень счастливы, а я преподнесу вам розу. Вы возьмёте розу и восхититесь цветом, очертаниями, ароматом. Вы подумаете: “Какой прекрасный цветок! Просто вижу его и становлюсь ещё счастливее”. Но если вы в подавленном или гневном настроении, а я дал вам ту же самую розу, ваш ум будет видеть шипы. Вы даже подумаете: “Тьфу! Такая уродливая роза. Ненавижу!” В этот момент вы видите только шипы. Однако на самом деле роза та же самая. Вся разница в вашем уме. Радостный интерес и улыбка помогают сделать окружающий мир более приемлемым местом для жизни. Это, однако, не означает, что нам не грозят испытания и бедствия. Грозят! Однако радость в уме превращает большую трудность в малую.

Анапанасати Сутта. Практическое руководство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *