Анапанасати Сутта

Введение

  1. Так я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в Восточном Парке, во дворце Матери Мигары, вместе со многими хорошо известными старшими учениками Достопочтенным Сарипуттой, Достопочтенным Махамоггалланой, Достопочтенный Махакассапой, Достопочтенным Махакаччаной, Достопочтенным Махакоттхитой, Достопочтенным Махакаппиной, Достопочтенным Махачундой, Достопочтенным Ануруддхой, Достопочтенным Реватой, Достопочтенным Анандой и другими хорошо известными старшими учениками.
  2. И в то время старшие монахи обучали и наставляли новоначальных монахов. Некоторые старшие монахи обучали и наставляли десять новоначальных монахов, некоторые старшие монахи обучали и наставляли двадцать новоначальных монахов, некоторые старшие монахи обучали и наставляли тридцать новоначальных монахов, некоторые старшие монахи обучали и наставляли сорок новоначальных монахов. И новоначальные монахи, получив обучения и наставления от старших монахов, достигли последовательных этапов в высшем различении.
  3. И в то время, на пятнадцатый день, в Упосатху, в полнолунную ночь церемонии Павараны[8], Благословенный сидел под открытым небом в окружении Сангхи монахов. И затем, обозрев молчаливую Сангху монахов, он обратился к ним так:
  4. Монахи, я доволен этими успехами. Мой ум доволен этими успехами. Так приложите же ещё больше энергии к достижению того, что [ещё] не достигнуто, к выполнению того, что [ещё] не выполнено, к осуществлению того, что [ещё] не реализовано. Я буду ждать здесь, в Саваттхи, до полнолуния в день Комуди четвёртого месяца.
  5. И монахи в округе [Саваттхи] услышали: Благословенный будет ждать здесь, в Саваттхи, до полнолуния в день Комуди четвёртого месяца. И монахи из округов направились в Саваттхи, чтобы повидать Благословенного.
  6. А старшие монахи с ещё большим прилежанием обучали и наставляли новоначальных монахов. Некоторые старшие монахи обучали и наставляли десять новоначальных монахов, некоторые старшие монахи обучали и наставляли двадцать новоначальных монахов, некоторые старшие монахи обучали и наставляли тридцать новоначальных монахов, некоторые старшие монахи обучали и наставляли сорок новоначальных монахов. И новоначальные монахи, получив учения и наставления от старших монахов, достигали последовательных этапов в высшем различении.
  7. И в то время, на пятнадцатый день, в Упосатху, в полнолуние в день Комуди четвёртого месяца, Благословенный сидел под открытым небом в окружении Сангхи монахов. И затем, обозрев молчаливую Сангху монахов, он обратился к ним так:
  8. Монахи, это собрание свободно от трескотни, это собрание свободно от болтовни[9]. Оно состоит из чистейшей ядровой древесины. Такова эта Сангха монахов, таково это собрание. Таково собрание тех, кто достоин даров, достоин гостеприимства, достоин подношений, достоин почтительных приветствий несравненное поле заслуг для мира такова эта Сангха монахов, таково это собрание. Это собрание таково, что малый дар, подаренный ему, становится великим; а великий [дар] становится ещё большим. Такова эта Сангха монахов, таково это собрание. Такое собрание редко можно увидеть в мире такова эта Сангха монахов, таково это собрание. Увидеть такое собрание стоит того, чтобы отправиться в путешествие длиной во много лиг с одним лишь мешком за плечами такова эта Сангха монахов, таково это собрание.

В этой Сангхе монахов есть араханты, чьи помрачения уничтожены, кто прожил святую жизнь, сделал то, что следовало сделать, сбросил тяжкий груз, достиг своей цели, уничтожил оковы существования, полностью освободился посредством окончательного знания. Таковы монахи в этой Сангхе монахов”.

Это ступень, где все оковы разрушены и больше никогда не возникнут. Десять оков (самйоджана) суть:

  • Вера в постоянное “я” или душу (саккаядиттхи).
  • Сомнение в истинном пути (вичикиччха).
  • Вера, будто молитвы или церемонии и ритуалы приводят к Ниббане (силаббатапарамаса).
  • Вожделение или алчность (камарага).
  • Ненависть или отвращение (патигха).
  • Жадность до тонкоматериального или нематериального существования (рупарага).
  • Тщеславие или спесь (арупарага).
  • Лень и оцепенелость или сонливость и тупость ума (мана).
  • Неугомонность или смятение ума (уддхачча).
  • Неведение (авидджа).

Завершающая ступень Араханта описана следующим образом (МН 70:12, Китагири Сутта):

12] “О тех монахах, которые являются арахантами, чьи помрачения уничтожены, кто прожил святую жизнь, сделал то, что следовало сделать, сбросил тяжкий груз, достиг своей цели, полностью уничтожил оковы вовлечённости и всецело освободился посредством окончательного знания, я не говорю, что им всё ещё нужно работать с прилежанием. Почему? Потому что они уже выполнили свою работу с прилежанием и они не способны быть нерадивыми…”

Вернёмся к Анапанасати Сутте:

10] “В этой Сангхе монахов есть анагами, которые, с уничтожением пяти нижних оков, [после смерти] спонтанно возникнут [в мирах Чистых Обителей] и там обретут окончательную ниббану, не возвращаясь обратно из того мира [в этот мир]. Таковы монахи в этой Сангхе монахов…”

Эта ступень святости называется анагами, вожделение и ненависть больше не возникают в уме. Пять первых оков разрушены, но ещё есть над чем работать.

11] “В этой Сангхе монахов есть сакадагами, которые, с уничтожением трёх нижних оков и с ослаблением страстного желания, злобы и заблуждения, являются однажды возвращающимися, которые вернутся в этот мир лишь ещё один раз и положат конец страданиям. Таковы монахи в этой Сангхе монахов…”

Эта ступень святости называется сакадагами, или единожды возвращающимся. Они отбросили веру в постоянное “я”, веру, что можно достичь Пробуждения молитвами и исполнением церемоний и ритуалов, и они отбросили сомнения в пути. Вдобавок у достигшего этой ступени чрезвычайно ослаблено вожделение и ненависть, а равно и все другие оковы.

12] “В этой Сангхе монахов есть сотапанны, которые, с уничтожением трёх нижних оков, являются вступившими в поток, которые неспособны более упасть в нижние миры, те, кто гарантированно направляется к просветлению. Таковы монахи в этой Сангхе монахов…”

Тот, кто достиг этой ступени пробуждения, зовется сотапанна, или вступивший в поток. Они отбросили вышеназванные три первые оковы и никогда больше не переродятся в нижнем мире. Их наиболее низшее перерождение будет в качестве человеческого существа, и предельное количество жизней, предстоящее им перед достижением окончательной Ниббаны, равняется семи.

13] “В этой Сангхе монахов есть те, кто посвящает себя развитию четырёх опор осознанности.[10] Таковы монахи в этой Сангхе монахов. В этой Сангхе монахов есть те, кто посвящает себя развитию четырёх правильных стараний. Таковы монахи в этой Сангхе монахов. В этой Сангхе монахов есть те, кто посвящает себя развитию четырёх основ духовной силы. Таковы монахи в этой Сангхе монахов. В этой Сангхе монахов есть те, кто посвящает себя развитию пяти качеств. Таковы монахи в этой Сангхе монахов. В этой Сангхе монахов есть те, кто посвящает себя развитию пяти сил. Таковы монахи в этой Сангхе монахов. В этой Сангхе монахов есть те, кто посвящает себя развитию семи факторов просветления. Таковы монахи в этой Сангхе монахов. В этой Сангхе монахов есть те, кто посвящает себя развитию Благородного Восьмеричного Пути. Таковы монахи в этой Сангхе монахов…”

Четыре Правильных Старания, Четыре Основы Духовной Силы, Пять Качеств, Пять Сил, Семь Факторов Просветления и Благородный Восьмеричный Путь описаны в Махасакулудайи Сутте (МН 77:16-19). Там показано, как развивать здоровые состояния. Эта сутта описывает качества Будды, повторяемые его учениками в знак почтения, уважения, преклонения и благоговения, чтобы жить в доверии к нему. Сейчас мы рассмотрим значение этих терминов. Четыре Опоры Осознанности, Семь Факторов Пробуждения и Благородный Восьмеричный Путь обсуждаются ниже.

Анапанасати Сутта. Практическое руководство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *