Вопрос. Среди десяти оков есть окова «Мана», тщеславие. Причём отпадает она только когда человек становится арахантом. Что такое это тщеславие? Какое может быть тщеславие у анагами? Какое вообще может быть тщеславие, когда отпала вера в постоянное «я»?

Ответ. Мы все – социальные существа. Эти программы прописаны очень глубоко в наших умах, это очень дремучие животные вещи, со времён обезьян. Хотим мы того или нет, мы существуем в социальном виртуальном пространстве. Наш ум постоянно оценивает свой текущий социальный статус и статус окружающих людей. Это и есть тщеславие. Проявляется оно многообразно: это и обиды, и желание опекать кого-то, желание облагодетельствовать других людей, видение других как тех, кто выше/ниже нас или равны нам, неодобрение, если кто-то ведёт себя не так, как, по нашему мнению, они должны, стремление быть безупречным и так далее и тому подобное.

Конечно, в случае анагами эти проявления не столь остры и болезненны, как до того. Да, существование постоянного «я» и вообще «яшность» для анагами становится эфемерной, но социальные программы продолжают так или иначе действовать, хоть они и смещены теперь больше в «гуманистическую сторону». Как бы то ни было, основе всего этого – социальность, и всё это – мана, тщеславие, даже если это, скажем, стремление спасти всех. Да, некоторым из нас, возможно, это будет трудно принять, но даже стремление спасти всех это одно из проявлений тщеславия.

Так вот, у араханта эти программы перестают работать. Он перестаёт быть социальным существом. Нужно понимать, что он не становится при этом антисоциальным. Социальность и антисоциальность это две стороны одной медали, проявления одного механизма. Для араханта исчезает сама эта сетка координат. Он перестаёт соотносить себя с кем бы то ни было, а других – с какими бы то ни было стандартами и клише. В том числе это выражается в том, что арахант совершенно лишён стремления учить и лидерствовать, даже ради самых благих побуждений. Он лишён стремления как либо проявлять себя. Для того, чтобы учить других, араханту нужна причина. В случае Будды это была настойчивая внешняя просьба – по преданию, со стороны богов, но в целом это не важно, с чьей стороны. Сарипутта и Моггаллана преподавали по поручению своего учителя – Будды. И так далее.

Тщеславие анагами
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *