Ангуттара Никая

Ниббедхика сутта

6.63. Всепроникающее

«Я дам вам всепроникающее объяснение Дхаммы. Слушайте хорошо и внимательно то, что я буду говорить.»

«Да, Бханте,» — отвечали монахи.

Благословенный сказал: «Каково же всепроникающее объяснение Дхаммы?

Нужно понять, что такое чувственные желания. Нужно понять причину чувственных желаний. Нужно понять многообразие чувственных желаний. Нужно понять, к чему приводит чувственное желание. Нужно понять, как прекращается чувственное желание. Нужно понять, каков путь, ведущий к прекращению чувственных желаний.

Нужно понять, что такое чувство. Нужно понять причину чувства. Нужно понять многообразие чувства. Нужно понять, к чему приводит чувство. Нужно понять, как прекращается чувство. Нужно понять, каков путь, ведущий к прекращению чувства.

Нужно понять, что такое восприятие. Нужно понять причину восприятия. Нужно понять многообразие восприятия. Нужно понять, к чему приводит восприятие. Нужно понять, как прекращается восприятие. Нужно понять, каков путь, ведущий к прекращению восприятия.

Нужно понять, что такое помрачения. Нужно понять причину помрачений. Нужно понять многообразие помрачений. Нужно понять, к чему приводят помрачения. Нужно понять, как прекращаются помрачения. Нужно понять, каков путь, ведущий к прекращению помрачений.

Нужно понять, что такое камма. Нужно понять причину каммы. Нужно понять многообразие каммы. Нужно понять, к чему приводит камма. Нужно понять, как прекращается камма. Нужно понять, каков путь, ведущий к прекращению каммы.

Нужно понять, что такое страдание. Нужно понять причину страдания. Нужно понять многообразие страдания. Нужно понять, к чему приводит страдание. Нужно понять, как прекращается страдание. Нужно понять, каков путь, ведущий к прекращению страдания.»

1.

 ‘Нужно понять, что такое чувственные желания. Нужно понять причину чувственных желаний. Нужно понять многообразие чувственных желаний. Нужно понять, к чему приводит чувственное желание. Нужно понять, как прекращается чувственное желание. Нужно понять, каков путь, ведущий к прекращению чувственных желаний.’ – Так было сказано. В отношении чего так было сказано?

Есть пять нитей чувственных желаний. Что это за пять нитей? Формы, познаваемые посредством глаза – приятные, привлекательные, чарующие, покоряющие, возбуждающие желание, манящие. Звуки, познаваемые посредством уха — приятные, привлекательные, чарующие, покоряющие, возбуждающие желание, манящие. Запахи, познаваемые посредством носа — приятные, привлекательные, чарующие, покоряющие, возбуждающие желание, манящие. Вкусы, познаваемые посредством языка — приятные, привлекательные, чарующие, покоряющие, возбуждающие желание, манящие. Телесные ощущения, познаваемые посредством тела — приятные, привлекательные, чарующие, покоряющие, возбуждающие желание, манящие. Но всё это ещё не чувственные желания. В учении благородных они называются нитями чувственных желаний.

Стремление к удовлетворению страсти – вот чувственное желание,
А не прекрасные чувственные удовольствия, которые мы находим в мире.
Стремление к удовлетворению страсти – вот чувственное желание.
Красоты остаются в мире там где они есть,
А мудрый лишь подчиняет свои желания.

Какова же причина чувственного желания? Причина чувственного желания это контакт.

Каково же разнообразие чувственных желаний? Чувственное желание по отношению к формам это одно, чувственное желание по отношению к звукам это другое, чувственное желание по отношению к запахам это другое, чувственное желание по отношению к вкусам это другое, чувственное желание по отношению к телесным ощущениям это другое.»

Каков же результат чувственного желания? Тот, кто потакает чувственному желанию, производит соответствующее состояние существования, с учётом заслуг и проступков. Это и зовётся результатом чувственного желания.

Каково же прекращение чувственного желания? Прекращение чувственного желания происходит через прекращение контакта; и только этот восьмеричный путь благородных – правильный взгляд, правильное намерение, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная осознанность, правильная собранность ума – это путь, ведущий к прекращению чувственного желания.

И вот когда благородные распознают чувственное желание таким образом, когда они распознают причину чувственного желания таким образом, когда они распознают многообразие чувственных желаний таким образом, когда они распознают результат чувственного желания таким образом, когда они распознают прекращение чувственного желания таким образом, и путь, ведущий к прекращению чувственных желаний таким образом, тогда они распознают и всепроникающую святую жизнь как прекращение чувственных желаний.

“‘Нужно понять, что такое чувственные желания. Нужно понять причину чувственных желаний. Нужно понять многообразие чувственных желаний. Нужно понять, к чему приводит чувственное желание. Нужно понять, как прекращается чувственное желание. Нужно понять, каков путь, ведущий к прекращению чувственных желаний.’ – Так было сказано, и сказано это было в отношении к изложенному выше.

2.

‘Нужно понять, что такое чувство. Нужно понять причину чувства. Нужно понять многообразие чувства. Нужно понять, к чему приводит чувство. Нужно понять, как прекращается чувство. Нужно понять, каков путь, ведущий к прекращению чувства.’ – Так было сказано. В отношении чего так было сказано?

Есть три вида чувства: приятное чувство, болезненное чувство, ни-приятное-ни-болезненное чувство.

Какова причина чувства? Причина чувства это контакт.

Каково разнообразие чувства? Есть приятное чувство, связанное с соблазнами этого мира. Есть приятное чувство, не связанное с соблазнами этого мира. Есть болезненное чувство, связанное с соблазнами этого мира. Есть болезненное чувство, не связанное с соблазнами этого мира. Есть ни-приятное-ни-болезненное чувство, связанное с соблазнами этого мира. Есть ни-приятное-ни-болезненное чувство, не связанное с соблазнами этого мира. Это и есть разнообразие чувства.

Каков же результат чувства? Тот, у кого имеет место чувство, производит соответствующее состояние существования, с учётом заслуг и проступков. Это и зовётся результатом чувства.

Каково же прекращение чувства? Прекращение чувства происходит через прекращение контакта; и только этот восьмеричный путь благородных – правильный взгляд, правильное намерение, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная осознанность, правильная собранность ума – это путь, ведущий к прекращению чувства.

И вот когда благородные распознают чувство таким образом, когда они распознают причину чувства таким образом, когда они распознают многообразие чувства таким образом, когда они распознают результат чувства таким образом, когда они распознают прекращение чувства таким образом, и путь, ведущий к прекращению чувства таким образом, тогда они распознают и всепроникающую святую жизнь как прекращение чувства.

‘Нужно понять, что такое чувство. Нужно понять причину чувства. Нужно понять многообразие чувства. Нужно понять, к чему приводит чувство. Нужно понять, как прекращается чувство. Нужно понять, каков путь, ведущий к прекращению чувства.’ – Так было сказано, и сказано это было в отношении к изложенному выше.

3.

‘Нужно понять, что такое восприятие. Нужно понять причину восприятия. Нужно понять многообразие восприятия. Нужно понять, к чему приводит восприятие. Нужно понять, как прекращается восприятие. Нужно понять, каков путь, ведущий к прекращению восприятия.’ – Так было сказано. В отношении чего так было сказано?

Есть шесть видов восприятия: восприятие формы, восприятие звука, восприятие запаха, восприятие вкуса, восприятие телесного ощущения, восприятие умственного объекта.

Какова же причина восприятия? Причина восприятия это контакт.

Каково же разнообразие восприятия? Восприятие по отношению к формам это одно, восприятие по отношению к звукам это другое, восприятие по отношению к запахам это другое, восприятие по отношению к вкусам это другое, восприятие по отношению к телесным ощущениям это другое, восприятие по отношению к умственным объектам это другое. Это и есть разнообразие восприятия.

Каков же результат восприятия? Говорю вам, что результатом восприятия есть его выражение. Что бы ни воспринял человек, он выражает это та: «У меня имеет место такое-то восприятие». Это и есть результат восприятия.

Каково же прекращение восприятия? Прекращение восприятия происходит через прекращение контакта; и только этот восьмеричный путь благородных – правильный взгляд, правильное намерение, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная осознанность, правильная собранность ума – это путь, ведущий к прекращению восприятия.

И вот когда благородные распознают восприятие таким образом, когда они распознают причину восприятия таким образом, когда они распознают многообразие восприятия таким образом, когда они распознают результат восприятия таким образом, когда они распознают прекращение восприятия таким образом, и путь, ведущий к прекращению восприятия таким образом, тогда они распознают и всепроникающую святую жизнь как прекращение восприятия.

‘Нужно понять, что такое восприятие. Нужно понять причину восприятия. Нужно понять многообразие восприятия. Нужно понять, к чему приводит восприятие. Нужно понять, как прекращается восприятие. Нужно понять, каков путь, ведущий к прекращению восприятия.’ – Так было сказано, и сказано это было в отношении к изложенному выше.

4.

‘Нужно понять, что такое помрачения. Нужно понять причину помрачений. Нужно понять многообразие помрачений. Нужно понять, к чему приводят помрачения. Нужно понять, как прекращаются помрачения. Нужно понять, каков путь, ведущий к прекращению помрачений.’ – Так было сказано. В отношении чего так было сказано?

Есть три вида помрачений: помрачение чувственного желания, помрачение привычной склонности, помрачение неведения.

Какова же причина помрачения? Причина помрачения это неведение.

Каково же разнообразие помрачения? Есть помрачения, ведущие в ад, есть помрачения, ведущие в утробу животного, есть помрачения, ведущие в мир голодных духов, есть помрачения, ведущие в человеческий мир, есть помрачения, ведущие в мир богов. Это и есть разнообразие помрачений.

Каков же результат помрачений? Тот, кто погружён в неведение, производит соответствующее состояние существования, с учётом заслуг и проступков. Это и зовётся результатом помрачения.

Каково же прекращение помрачений? Прекращение помрачений происходит через прекращение неведения; и только этот восьмеричный путь благородных – правильный взгляд, правильное намерение, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная осознанность, правильная собранность ума – это путь, ведущий к прекращению помрачений.

И вот когда благородные распознают помрачения таким образом, когда они распознают причину помрачений таким образом, когда они распознают многообразие помрачений таким образом, когда они распознают результат помрачений таким образом, когда они распознают прекращение помрачений таким образом, и путь, ведущий к прекращению помрачений таким образом, тогда они распознают и всепроникающую святую жизнь как прекращение помрачений.

‘Нужно понять, что такое помрачения. Нужно понять причину помрачений. Нужно понять многообразие помрачений. Нужно понять, к чему приводят помрачения. Нужно понять, как прекращаются помрачения. Нужно понять, каков путь, ведущий к прекращению помрачений.’ – Так было сказано, и сказано это было в отношении к изложенному выше.

5.

 ‘Нужно понять, что такое камма. Нужно понять причину каммы. Нужно понять многообразие каммы. Нужно понять, к чему приводит камма. Нужно понять, как прекращается камма. Нужно понять, каков путь, ведущий к прекращению каммы.’ – Так было сказано. В отношении чего так было сказано?

Я говорю вам, что камма это намерение. Через намерение человек создаёт камму посредством тела, речи и ума.

Какова причина каммы? Причина каммы это контакт.

Каково же разнообразие каммы? Есть камма, плоды которой испытываются в аду, камма, плоды которой испытываются в царстве животных, камма, плоды которой испытываются в царстве голодных духов, камма, плоды которой испытываются в человеческом мире, камма, плоды которой испытываются в мире богов. Это и есть разнообразие каммы.

Каков же результат каммы? Говорю вам, что результат каммы троичен: тот, что проявляется здесь и сейчас, тот, что проявляется позже в этой жизни, и тот, что проявляется после этой жизни. Это и есть результат каммы.

Каково же прекращение каммы? Прекращение каммы происходит через прекращение контакта; и только этот восьмеричный путь благородных – правильный взгляд, правильное намерение, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная осознанность, правильная собранность ума – это путь, ведущий к прекращению каммы.

И вот когда благородные распознают камму таким образом, когда они распознают причину каммы таким образом, когда они распознают многообразие каммы таким образом, когда они распознают результат каммы таким образом, когда они распознают прекращение каммы таким образом, и путь, ведущий к прекращению каммы таким образом, тогда они распознают и всепроникающую святую жизнь как прекращение каммы.

‘Нужно понять, что такое камма. Нужно понять причину каммы. Нужно понять многообразие каммы. Нужно понять, к чему приводит камма. Нужно понять, как прекращается камма. Нужно понять, каков путь, ведущий к прекращению каммы.’ – Так было сказано, и сказано это было в отношении к изложенному выше.

6.

‘Нужно понять, что такое страдание. Нужно понять причину страдания. Нужно понять многообразие страдания. Нужно понять, к чему приводит страдание. Нужно понять, как прекращается страдание. Нужно понять, каков путь, ведущий к прекращению страдания.’ – Так было сказано. В отношении чего так было сказано?

Рождение это страдание, старение это страдание, смерть это страдание; печаль, горе, боль, неудовлетворённость – это страдание; соединение с неприятным это страдание; разъединение с приятным это страдание; не-получение желаемого это страдание. Коротко говоря – пять совокупностей цепляния это страдание.

Какова же причина страдания? Причиной страдания является страстное желание.

Каково же разнообразие страдания? Есть большое страдание и малое, медленно проходящее и быстро проходящее. Это и есть разнообразие страдания.

Каков же результат страдания? Бывает так, что человек обуреваем болью, и его ум становится истощён, полон горя, стенания, плача, и он бьёт себя в грудь и впадает в растерянность. И бывает так, что человек обуреваем болью, и его ум становится истощён, и он приходит к поиску: «Кто знает путь или пути, которые могли бы остановить эту боль?» Говорю вам, монахи, результатом страдания может быть либо растерянность, либо поиск. Это и есть результат страдания.

Каково же прекращение страдания? Прекращение страдания происходит через прекращение контакта; и только этот восьмеричный путь благородных – правильный взгляд, правильное намерение, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная осознанность, правильная собранность ума – это путь, ведущий к прекращению страдания.

И вот когда благородные распознают страдание таким образом, когда они распознают причину страдания таким образом, когда они распознают многообразие страдания таким образом, когда они распознают результат страдания таким образом, когда они распознают прекращение страдания таким образом, и путь, ведущий к прекращению страдания таким образом, тогда они распознают и всепроникающую святую жизнь как прекращение страдания.

“‘Нужно понять, что такое страдание. Нужно понять причину страдания. Нужно понять многообразие страдания. Нужно понять, к чему приводит страдание. Нужно понять, как прекращается страдание. Нужно понять, каков путь, ведущий к прекращению страдания.’ – Так было сказано, и сказано это было в отношении к изложенному выше.

Это и есть всепроникающее объяснение Дхаммы.»

Эта сутта на других языках на suttacentral.net

Ниббедхика сутта АН 6.63
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *