Вопрос. Я прочитал статью о современных практиках осознанности и их соотношении с буддистской практикой, ссылку на которую вы привели в своей ФБ-ленте. Хотелось бы услышать ваши комментарии, а также что вы думаете конкретно о словах, приведённых в этой статье: «Цель медитации в буддизме — не сделать человека счастливее, а радикально изменить наше восприятие мира».

Ответ. Статья, на мой взгляд, поднимает действительно важные вопросы. Современный «буддизм-лайт», «буддизм без Будды» это, мягко говоря, весьма спорная вещь, и вот почему. Путь Будды не заключался в том, чтобы просто быть внимательным, осознанным. Путь Будды включает в себя восемь пунктов. Начинается всё с определённых подвижек в мировоззрении, с тщательной нравственной практики, далее устранение помрачённых состояний и культивирование состояний здоровых. Это то, что называется Правильным Усилием. Помрачённые состояния что это? Это опять имеет прямое отношение к нравственной практике. Алчность, ненависть, неведение во всех их проявлениях. Погоня за приятным, отторжение неприятного, игнорирование неинтересного, равнодушие и прежде всего в нравственном аспекте всего этого. Всё это помрачённые состояния. Этой мыслью пронизаны буддистские сутты.

Благодаря этому усиливается и укрепляется навык наблюдения за тем, как работает ум (и именно это и есть осознанность в учении Будды!), в результате чего формируются условия для обретения высших медитативных состояний, полностью «перепрошивающих» наш ум.

Все эти «скучные» нравственные материи (а на деле имеющие невероятно трансформирующий потенциал) и составляют суть учения Будды, а отнюдь не культивирование некоей постоянной психической алертности, деавтоматизация, деперсонализация, постоянное пребывание в приподнятом настроении и прочее, о чём часто говорят нынешние проповедники осознанности. Человек может быть сколь угодно бодрствующим, не подверженным эмоциям, отстранённым и жизнерадостным, но это никак не помешает ему быть социально опасным типом, который ранит всех вокруг.

Теперь что касается приведённой вами цитаты. Она, напомню, звучит так: «Цель медитации в буддизме — не сделать человека счастливее, а радикально изменить наше восприятие мира».  Я бы всё же сказал, что цель медитации в буддизме действительно состоит в том, чтобы сделать нас счастливее, но через радикальную трансформацию мировосприятия.

Парадоксальным образом в ходе этой трансформации оказывается, что несчастливы мы именно из-за нашей вовлечённости в картинку того самого «я», которое стремится быть счастливым. И здесь мы возвращаемся к тезису статьи о том, что «просто-осознанность» ведёт к нарциссизму. Человек, практикующий «просто-осознанность», остаётся кем? «Я, практикующим просто-осознанность». Он не просто остаётся вовлечённым в картинку «я», но ещё больше увязает в ней, в пределе становясь суперэгоистом, которого не может затронуть ничто в этом мире, тем, кто полностью сосредоточен лишь на поддержании своего квазисчастливого состояния.

Важно понимать и помнить, что в учении Будды всегда имеется в виду, так сказать, «сумма страдания» или «сумма счастья», то есть счастливее становимся не только мы сами, но и через нас окружающие. И это критерий того, правильно ли мы всё делаем и понимаем. Совершеннейшей профанацией было бы считать, что продвижение по состояниям просветления означает возрастание в своего рода эмоциональной анестезии или подключение к неисчерпаемому внутреннему источнику транквилизаторов, антидепрессантов и психостимуляторов. Продвижение по лестнице просветления, описанной Буддой, означает прежде всего, что мы становимся добрее и самоотверженнее, что в нас становится всё меньше «нас».

Для этой цели годится только весь путь и всё учение Будды целиком. Вычленение каких-то отдельных элементов тут же ведёт к их искажению, поскольку путь и учение Будды представляют собой единое и неразрывное полотно. Осознанность вне учения Будды действительно перестаёт быть «самма сати» Правильной Осознанностью, а значит, ведёт не к тем результатам, к которым Будда вёл своих последователей.

Цель буддизма

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *