Вопрос к сутте АН 7.54 и подобным ей. Насколько я понял, Будда рекомендовал не задаваться этими вопросами. Или я не прав?

Ответ. Когда мы сталкиваемся с такими темами, на которые Будда избегал говорить, и задаёмся вопросом — почему он их избегал, очень помогает помнить, что Будда был последовательным и строгим практиком. Его подход во всём сугубо практический, сугубо прагматический. Он ни в чём, ни в малейших деталях не уклонялся в пустое теоретизирование. Рискну утверждать, что каждый раз, когда нам кажется, что Будда философствует, это лишь значит, что мы не понимаем, что он имеет в виду.

Это можно проследить, например, в пресловутой теме анатты — «не-я»: очень часто эту тему трактуют в онтологическом ключе, что никакого «я» нет «вообще». Но это ошибочная трактовка, уводящая нас в область абстракций. Анатта Будды — концепция сугубо практическая: всё, что мы наблюдаем, это не «я». Точка. Любое утверждение сверх этого (что «я вообще» — есть, или что его нет и т.д. и т.п.) — это пустые умствования, волнующие ум и мешающие практике.

Обратим внимание на этот важный момент: здесь мы остаёмся вне воззрений. Мы не принимаем какое-либо из воззрений, мы выходим из самой этой игры воззрений, опираясь только на практику. Именно этот навык, эта способность оставаться вне воззрений и есть то, что Будда называет «прекращением воззрений».

Наш ум стремится иметь воззрения относительно всего. Но есть вопросы, относительно которых нужно просто оставаться вне каких бы то ни было воззрений и не тратить на них время и силы.  И этому надо учиться. Ум будет вовлекаться в эти темы, но мы снова и снова будем применять Гармоничное Усилие, 6Р, отпуская их. В конце концов ум почувствует вкус невовлечённости и утвердится в этом новом для него состоянии.

В число этих «неразъяснённых» тем, помимо анатты, относятся также вопросы, связанные с Богом, или с тем, что происходит с полностью просветлённым существом после смерти, вопросы, связанные с конечностью/бесконечностью вселенной, а также вопросы, связанные со свободой воли.

На некоторые вопросы просто невозможно получить ответ из нашего нынешнего состояния и поэтому любой ответ будет ложным. Некоторые вопросы не имеют смысла в принципе, поскольку являются сами по себе плодом помрачённого сознания. И в любом случае они не имеют отношения к практике, и более того, упорствование в них практике вредит. Всё, что отходит от практики и не опирается на неё — это мешающий фактор, препятствие, волнение ума.

Например, любой ответ на вопрос, который рассматривается в сутте АН 7.54, не успокоит ум вопрошавшего. Он породит лишь новые вопросы, и вопросы эти, дай им волю, будут бесконечны и бесплодны. Более того — рассуждения и сомнения эти будут контрпродуктивны, противны практике Восьмеричного Пути, которая направлена на достижение ума безмятежного и бодрствующего.

Неразъяснённое
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *