Ощущение тонкого сжатия, или давления, или напряжения в голове — это ключевой момент в стадии Расслабления, а стадия Расслабления — ключевой момент в методе 6Р. Это очень тонкое ощущение. Каждый раз при возникновении отвлечения нужно как бы заглянуть в голову, в центр, примерно в область мозга. Рано или поздно вы обнаружите там это лёгкое напряжение. Бханте Вималарамси говорит, что это — сжатие мозговых оболочек. Не знаю, плохо разбираюсь в физиологии. Возможно, это что-то сосудистое. Но наличие этого напряжения — реальный факт. Каждый раз, когда мы цепляемся за что-то, когда возникает танха — страстное желание, — пусть в самой тонкой форме, возникает это напряжение. Именно оно по факту и есть танха, которая в сознании проявляется в виде ригидности и фиксированности ума на объектах желания или не-желания.

Как именно расслабляться — это самый тонкий момент, который нужно уловить. Во-первых, не надо стараться расслабиться. Если ты стараешься, то прилагаешь усилие, а значит, напрягаешься. Правильное Усилие — это усилие без усилия. Это возвращение в расслабленное состояние, разжатие. Мы же не прилагаем усилие, чтобы разжать руку, например. Есть волевой акт, но нет усилия, напряжения — есть снятие усилия, снятие напряжения. Дальше. Сам акт «разжатия» должен быть в виде мгновенного импульса, а не поисков напряжений. Пока мы ищем, мы уже напрягаемся. Не расслабился во время этого импульса — и ладно, в следующий раз ещё попробую.

Теперь о том, что именно разжимать и расслаблять. Слово «расслабление» соответствует палийскому слову «пассамбайя». Оно переводится ещё и как «успокаивать». Сразу трудно уловить, что в нас присутствует это напряжение. Мы с ним свыклись. Вот то напряжение в мозге, в этих оболочках, о котором говорит Бханте Вималарамси, — оно реально имеет место, и через какое-то время мы начинаем его ощущать. Оно чувствуется именно как сжатость в голове. Именно его нужно почувствовать и разжать. Разжимается оно своеобразным внутренним актом.

Представь себе, что ты сидишь летом на пригорке, на берегу реки или моря после долгой прогулки и тебе просто ХОРОШО. Нет никаких мыслей, забот. Ты просто сидишь и смотришь на эту красоту. Вот это искомое состояние расслабленности. От него естественным образом получается такая внутренняя улыбка. Улыбка покоя. Нужно уловить разницу между этим состоянием и тем, что у тебя сейчас, и сдвинуться к состоянию покоя и расслабленности. Появится ощущение разглаженности — будто в тебе что-то разгладилось, расслабилось. Особенно это заметно по мышцам лица. Они расслабляются. Постепенно ты научишься видеть, что главная разница между этими состояниями — именно в этой тонкой напряжённости в голове, и тогда уже будешь «работать» напрямую с ней. На самом деле почувствовать эту напряжённость можно довольно быстро. Тут вся хитрость — понять, куда глядеть, и не стараться расслабиться, а просто расслабиться. Не получилось — и ладно, продолжаем наблюдать. У нас ещё будет много случаев попробовать снова.

Мы обязательно научимся ощущать это тонкое напряжение, сжатость по мере продвижения практики. Вот я отвлёкся на что-то — нечто захватило моё внимание, — и вместо этого отвлекающего объекта я смотрю за тем, что происходит у меня в голове. А в голове появляется тонкая сжатость. Вот её нужно разжать, расслабить, раскрыть, растворить.

И это не только в медитации. В повседневной жизни точно то же самое. Мы видим какого-то неприятного человека — бац, ум сразу сжался. Мы тут же лёгким движением применяем 6Р. Сознание опять спокойно и чисто. Или мы видим приятный объект — ум опять сжался — и опять делаем 6Р и т.д.

Очень важно: когда мы прогоняем цикл 6Р и наше сознание расслабляется, нужно обратить внимание на то, какой ум в этот момент чистый и спокойный. Вот этот чистый и спокойный ум мы переводим на объект медитации.

Как уже говорилось, словом «расслабление» переводится палийский термин «пассамбайя», который можно перевести и примерно как «успокаивать», «утишать» (от слова «тихий»). Русское слово «расслабляться» имеет несколько неудачный смысловой оттенок, поскольку подразумевает некую рассеянность. Однако в данном случае имеется в виду разжатие всех напряжений без малейшего следа рассеянности. Дело в том, что рассеянный, плавающий ум подразумевает, как ни странно, определённую форму тонкого напряжения. Сама эта рассеянность есть проявление тонкой напряжённости. Необходимо помнить, что полностью расслабленный (успокоившийся, утишенный) ум совершенно неподвижен, как вода, которую не беспокоят ни течения, ни ветер, ни какое-либо другое движение.

Если продолжить аналогию с водой, то можно выделить две характеристики: волнение на поверхности и муть. Волнение на поверхности — это сознательная деятельность ума, когда мы целенаправленно и акцентированно думаем о чём-то. Муть — это рассеянность ума. Муть может быть следствием неких глубинных движений, иногда весьма активных, или же она может быть остаточной. В процессе практики затихают как явные, так и глубинные движения ума, и муть, хоть и присутствует какое-то время, постепенно оседает и вода сознания становится всё более прозрачной. До тех пор, пока не становится видно самое дно, то, что никогда не было видно до того.

Можно сказать, что джханы есть не что иное, как степени успокоения ума, когда сначала поверхность становится совершенно гладкой, потом толща воды становится всё более прозрачной и можно видеть всё более глубокие её слои. В связи с этим и слово «самадхи», которое обычно переводится как «сосредоточенность», правильнее было бы перевести как «нерассеянность».

Встретил хорошее упражнение на то, чтобы ощутить то напряжение, о котором идёт речь в стадии Relax. Нужно сдвинуть брови, нахмурившись, будто мы чувствуем гнев, беспокойство и т.п. И — разжать, расслабить, разгладить. Вот это ощущение, вот это усилие-не-усилия, вот это расслабление, зачастую даже именно в этой области, является базой в Релаксе. Остальные напряжения в теле вторичны, хотя их тоже, конечно, надо разжимать. По мере практики мы будем расслаблять всё более тонкие слои напряжения в этой области. Это — некое средоточие нашего чувства «я», нашей танхи.