Поначалу мы применяем 6Р, только если ум совсем отвлёкся от объекта медитации или если мы полностью вовлеклись в какую-то ситуацию или мысли о чём-либо в повседневной жизни. Мы сидим в медитации и обнаруживаем, что думаем уже о чём-то постороннем, а об объекте медитации совершенно забыли. Тогда мы применяем 6Р.

Если «белый шум» мыслей не отвлекает нас от объекта медитации, т.е. если мы продолжаем сохранять связь с объектом, хоть как-то о нём памятовать, то «белый шум» нужно просто игнорировать. Принимать его существование как данность. Если же внимание отвлечено совсем — мы обнаруживаем, что думаем о чём-то постороннем, — то применяем 6Р. Наша задача здесь не заставить фоновые мысли умолкнуть. Это очень важно. Они сами затихнут по мере расслабления сознания. Мысли, препятствия, отвлечения — это лишь проявления напряжённости ума. Пытаясь их устранить, мы лишь усиливаем эту напряжённость. Поэтому наша задача — успокоить, расслабить ум, и тогда отвлечения и прочие посторонние процессы в нём исчезнут сами собой.

Нужно добавить в процесс немного небрежности, не стараться слишком, не относиться к этому чересчур серьёзно. Почувствовать 6Р как естественное единое внутреннее движение, быстрое и лёгкое. Специально усиленно стараться, чтобы непременно всё шло по плану, не следует — здесь важнее лёгкость. Стадия расслабления очень лёгкая. Стадия улыбки естественная — нужно просто ощутить внутри это положительное расслабленное состояние, в котором улыбка возникает сама. В данном случае улыбка — это продукт расслабления. Полностью внутренне расслабленный человек несёт в себе улыбку. В целом главный критерий именно лёгкость и расслабленность. Если появляется тяжесть, значит, где-то мы слишком напрягаемся, слишком стараемся. И это касается не только собственно 6Р, но и всего того метода медитации, которому учит Будда.

Тут вообще имеет место некоторый парадокс. Невозможно приложить усилие и расслабиться. Расслабление — это такое антиусилие. Его нужно поймать. Мы к нему не привыкли. Практика должна быть в удовольствие, это надёжный ориентир. Когда мы отдыхаем после трудного дня, мы можем долго сидеть без усилий, нам это просто в удовольствие. Однако при этом мы должны оставаться полностью бодрствующими. Вода успокаивается не через приложение к этому наших усилий, а через создание условий к успокоению. Вода — это ум. Условие — это спокойное бодрствование.

Итак, поначалу мы применяем 6Р только в том случае, если обнаруживаем, что полностью отвлеклись от объекта медитации, напрочь забыли о нём. Если же мы попытаемся применять 6Р ко всем посторонним мыслям подряд с самого начала, мы очень скоро почувствуем переутомление, поскольку на первых этапах практики отвлечений слишком много. Поэтому в целом наша практика развивается от грубых отвлечений ко всё более тонким: когда грубые отвлечения перестают появляться, мы можем начать работать с более тонкими, отпуская их и расслабляя сопровождающее их более тонкое напряжение, и так далее до самых глубоких степеней успокоения сознания.